Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №41 (256) | 5 ноября 2008г.
 

Заинтересовал Европу

АВТОВАЗ начал сотрудничество с «Сосьете Женераль Восток»

Денис Федоров

С октября ОАО «АВТОВАЗ» начал осуществлять расчеты с поставщиками через банк «Со-сьете Женераль Восток». Аналитики считают, что инициатором этого мог быть концерн Renault, которому принадлежит 25% акций автозавода. По мнению экспертов, это может означать, что западные инвесторы стали вновь доверять России.

В начале октября банк «Сосьете Женераль Восток» открыл два новых отделения — в Самаре и Тольятти. В 2007 г. перед открытием тольяттинского филиала руководство BSGV планировало работать не только с крупными корпоративными клиентами области, но и с представителями малого и среднего бизнеса. Но в первую очередь дочерний банк французской группы интересовался градообразующими предприятиями. Потенциальными партнерами банка в Тольятти руководство назвало ОАО «АВТОВАЗ» и ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ», а также партнеров и подрядчиков автозавода.

С октября этого года ОАО «АВТОВАЗ» начало осуществлять расчеты с поставщиками через банк «Сосьете Женераль Восток». Известно, что на конец II кв. 2008 г. ОАО «АВТОВАЗ» не имело в этом банке даже расчетных счетов. Таким образом, понадобилось менее одного квартала, для того чтобы автозавод включил в схему своих финансовых операций и взаимоотношений банк со 100% иностранным капиталом.

Первоначально основным финансовым партнером ОАО «АВТОВАЗ» являлось ОАО ПК «АВТОВАЗБАНК» (АВБ), после кризиса 1995 г. предприятие переориентировалось на других партнеров, в том числе на Росэстбанк. После его банкротства из-за кризиса 1998 г. ВАЗ начал сотрудничать с рядом тольяттинских банков. В числе его партнеров были ЗАО «ФИА-БАНК», Национальный торговый банк и др., однако основным расчетным центром стало ЗАО «Автомобильный банкирский дом» (АБД, ранее банк «Волна»). После того как контроль над ВАЗом в конце 2005 г. установило ФГУП «Рособоронэкспорт» (РОЭ), предприятие стало выводить свои счета из тольяттинских банков, хотя зарплатный проект ВАЗа и часть оборотов остались в этих кредитных учреждениях. Ведущими партнерами автозавода стали федеральные банки, в первую очередь ОАО «Банк ВТБ», а также московский ЗАО «Новикомбанк», тесно связанный с РОЭ. В апреле 2006 г. ВАЗ заключил соглашение о стратегическом партнерстве с ВТБ. Активно сотрудничал автозавод и со Сбербанком и Альфа-банком. По данным отчета АВТОВАЗа за II кв. 2008 г., основными банковскими счетами автозавода на сегодняшний день являются средства, размещенные в АБД, АВБ, Сбербанке, Уралсибе, Внешэкономбанке, банке «Траст», Альфа-банке, Новикомбанке и ВТБ.

Главный экономист УК «Финам менеджмент» Александр Осин не исключает того, что концерн Renault был инициатором этого партнерства. Тем более что стопроцентный собственник BSGV — французская банковская группа «Сосьете Женераль» — является одним из партнером Renault.

«Похоже на то, что западные деньги частично возвращаются на развивающиеся рынки», — считает эксперт. Довольно характерно, что вчера ФРС заявила о том, что она предоставит по $30 млрд. центральным банкам Бразилии, Мексики, Южной Кореи и Сингапура. По мнению Fed, ослабление экономик других стран негативно сказывается и на США, поскольку «снижает спрос на американский экспорт». С аналогичным призывом в среду выступил глава правительства Великобритании Гордон Браун. На сегодняшний день страны Евросоюза весьма сильно страдают от сокращения спроса на их товары со стороны стран Центральной и Восточной Европы, испытывающих финансовые трудности. Наконец, МВФ сообщил сегодня о том, что организует структуру, которая сможет выдавать указанной группе стран в долг средства на общую сумму $100 млрд.

Также Александр Осин не исключил того, что руководство ОАО «АВТОВАЗ» стремится реализовывать процессы более глубокой интеграции с представителями международных финансовых структур. У ОАО «АВТОВАЗ» появилась возможность финансовой поддержки как со стороны российских государственных структур и банков с государственным участием, так и за счет внешних кредитов. Возможно, в условиях финансового кризиса финансовый потенциал производителей относительно недорогих автомобилей оценивается зарубежными инвесторами сравнительно высоко.