Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (253) | 13 октября 2008г.
 

Налоговая кабала

Городские власти предлагают повысить налог сразу по трем видам бизнеса

Алеся Чурсаева

9 октября члены межведомственной комиссии по налогам и сборам в Самаре при Думе г.о. Самара (ДГОС) приняли предложение администрации города о дифференциации налога. Городские власти предлагали скорректировать размер коэффициента К2, применяющегося при исчислении единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для трех вида бизнеса. С ведением данных поправок чиновники планируют в следующем году пополнить горказну на 37 млн. р. Примечательно то, что эти средства уже предусмотрены в доходной части проекта бюджета 2009 г.

Данный вопрос депутатами ДГОС рассматривался уже дважды: на заседании профильного комитета и на заседании думы. Тогда парламентарии проголосовали против повышения налога, подвергнув резкой критике горадминистрацию.

Как пояснила руководитель департамента экономического развития г. о. Самара Мария Дубошина, внесение изменений в постановление городской думы о ЕНВД разделяется на две части. Первая — в соответствии с поправками Налогового кодекса РФ вносятся изменения в постановление ДГОС. Вторая часть поправок связана с корректировкой коэффициента К2, применяющегося при исчислении ЕНВД для трех видов бизнеса, таких как предоставление услуг автостоянок, оказание услуг по передаче во временное пользование торговых мест и предоставление во временное владение и пользование земельных участков. На сегодня ставка коэффициента для всех видов стоянок равна 0,8 (для общественных организаций она составляет 0,4). Предлагается дифференцировать налог для разных видов парковок. Коэффициент К2 в размере 0,1 ввести для стоянок закрытого типа, для открытых стоянок оставить 0,8 и сохранить 0,4 для стоянок общественных организаций.

Введение дополнительного коэффициента для закрытых стоянок продиктовано стремлением стимулировать создание подземных паркингов. По предоставлению в аренду торговых мест предлагается увеличить К2 с 0,3 до 0,5. Корректирование налога было объяснено тем, что в Самаре налоговая нагрузка по данному виду деятельности последние три года снижалась и этот вид деятельности не является социально значимым.

Повышение коэффициента с 0,5 до 0,8 на предоставление в аренду земельных участков под размещение мест торговли у депутатов вызвало резкую критику. Чиновники объяснили, что данная налоговая нагрузка незначительная и она ложится не на плечи населения, а на управляющие рынком компании. Тем не менее парламентарии убеждены, что данное увеличение неминуемо приведет к росту инфляции. Также депутатами было отмечено, что при принятии предложения администрации данного увеличения бюджетные средства перекладываются из одной корзины в другую. Председатель комиссии Михаил Куцев (на фото) вновь озвучил вопрос, возникший еще на заседании думы: «Объясните, если мы сейчас увеличиваем налог для предпринимателей, то зачем мы тогда финансируем целевые программы по поддержке малого и среднего бизнеса?»

В ходе заседания членами комиссии также были подняты вопросы о том, как собираются налоги с имущества и с земельных участков. В течение нескольких лет налог на имущество физических лиц собирается не в полном объеме. Депутат ДГОС Алла Демина отметила, что это происходит по причине «отсутствия механизма». Большинство граждан даже не знает, что обязаны платить данный налог, т.к. он не указан в квитанциях. В итоге городская казна недополучает примерно треть доходов по этому виду сбора налогов. «До налоговых органов своевременно не доходит информация из регистрационной палаты о собственниках имущества. Соответственно ведомство не высылает квитанции. По закону, если граждане не осведомлены документально об уплате налога, то имеют право его не платить. Решение этого вопроса должно быть в интересах администрации», — констатировала Демина.

Другой не менее важный вопрос о земельном налоге был поднят депутатом ДГОС Михаилом Анисимовым. Он подчеркнул, что при принятии решения об увеличении налога на автостоянках повысится цена на парковочные места. И этот вопрос администрация не сможет проконтролировать. Тем не менее большинство гаражных кооперативов города не платят земельный налог, т.к. они просто не оформлены. В итоге члены комиссии представителям горвласти поручили до конца года разработать меры администрирования уплаты налога на имущество физических лиц и составить реестр всех гаражных кооперативов города.

Михаил Куцев напомнил членам комиссии, что в ближайшее время им предстоит рассматривать проект бюджета на 2009 г., который, уже очевидно, вызовет немало вопросов, в том числе относительно доходной части. По поводу предусмотренных в проекте бюджета 37 млн. р., ожидаемых с поступления налогов, заместитель главы г. о. Самара Владимир Братчиков заявил, что бюджет уже пострадал на 300 млн.р. из-за решения Самарской губернской думы об отмене льгот на налог на транспорт и муниципальное имущество. «Сейчас мы ищем вариант, как эту брешь закрыть», — сообщил Братчиков.

Справка:

В 2007 г. в структуре налоговых и неналоговых доходов бюджета г. о. Самара доля поступлений ЕНВД составляет 6,2%. Самара поданному показателю из 14 городов ПФО занимает одно из последних мест. Меньше указанное значение только в Ижевске и Перми. Соседствующие с Самарской обл. регионы занимают лидирующие позиции. Так, в Саратове доля поступлений доходов составляет 12,5%.

За 9 месяцев 2008 г. поступления доходов в бюджет г.о. Самара, по оперативным данным, составили 10,322 млн. р., в том числе по налоговым и неналоговым доходам 8,373 млрд. р., что составляет 74% от запланированных поступлений. Отчет за 9 месяцев должен поступить в думу до 7 ноября. Поступления налоговых и неналоговых доходов в 2008 г. прогнозируют в размере 11,514 млрд. р. (101,7%).