Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №27 (242) | 30 июня 2008г.
 

Обитаемый остров

Часть поселка Шмидта планируют отдать под технопарк

Егор Кошеров

26 июня в Самаре прошел градостроительный совет, на котором была обсуждена и одобрена концепция застройки о-ва Поджабный, а также предпроектные предложения по территориям, отмеченным в Генплане как требующие дополнительного градостроительного обоснования: в районе Красной Глинки и набережной реки Самарки. Последняя относится к территории пос. им. Шмидта, который пока не представляет большого интереса для застройщиков. Однако эта ситуация может кардинально поменяться с принятием концепции развития технопарка (ТП) на территории поселка, а также с развитием Самарского Заречья в Куйбышевском р-не.

Стратегия

Согласно предпроектному предложению по застройке пос. им. Шмидта, разработанному архитекторами МП «Институт Самарагорпроект», на месте станкостроительного завода и, возможно, территории парфюмерного завода «Весна» предполагается возведение технопарка, остальную площадь планируется отвести под многоэтажную жилую застройку. Как заявил в минувший четверг на градостроительном совете главный архитектор г.о. Самара Андрей Смирнов, вопрос со сносом имеющихся там жилых домов пока остается открытым, однако жители ветхих и аварийных домов попадают под целевую программу по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья.

Как стало известно «Хронографу», концепция ТП предполагает расположение на ограниченной территории производственной инфраструктуры, логистики и жилищной инфраструктуры, индустрии отдыха и комплексного сервиса в сфере медицинских, административных, управленческих и др. типов услуг. Предприятия, расположенные в парке, будут производить высокотехнологичные продукты на базе инновационных технологий посредством организации производства по принципу закрытых циклов. Таким образом, сильно снизится негативное влияние производственной деятельности на окружающую среду и уменьшатся расходы на производство.

Перспективы

Концепция производства, логистики, бизнес-инкубатора должна, по сути, устранить многие административные и ведомственные барьеры. Такое расположение резко сокращает сроки разработки и запуска производства новых продуктов, обеспечивает низкие транспортные расходы в комплексе. Чтобы обеспечить легкий транспортный доступ в район, его предполагается связать проектируемой скоростной автомагистралью по пр. Карла Маркса со скоростной транспортной развязкой, которая находится в зоне проектирования территорий застройки со скоростной проектируемой магистралью Набережная реки Самарки.

Начиная с 2005 г. отсып данной магистрали идет от территории з-да «Рейд-1» вдоль прибрежной песчаной косы. Правда, проектировщики, видимо, не учли особенностей рельефа дна в одном месте, где ранее работал земснаряд. Весной этого года под воду «ушел» 20-метровый кусок насыпи, т.к. в некоторых местах, где добывался песок, глубина обрывов достигает 30 метров. По некоторым данным, магистраль будут выводить на развязку в границах домов на набережной, нумерация которых начинается с №320.

Весной этого года на данном участке, не только набережной, но и верхних ул. Козловская и ул. 3-й год пятилетки, произошла серия пожаров. Жильцы уверены, что это были поджоги, и связывают это с тем, что именно в этом месте дорога будет выводиться наверх.

Интересы

По данным на 2004 г., в одну из самых дешевых зон загородного строительства входят участки, расположенные в Железнодорожном р-не Самары. Это, во-первых, поселок Шмидта, известный в народе как Запанской. В данной зоне можно приобрести небольшой кирпичный дом по цене от $20 до 60 тыс. Очевидно, именно небольшая стоимость земельных участков и домов, на них возведенных, работает на то, что в конечном итоге они пользуются спросом у определенной группы покупателей. Иногда такие объекты приобретают или арендуют по причине того, что стоимость оказывается ниже ставок на городские квартиры, расположенные в многоэтажных домах. Однако цены могут уже сейчас поползти вверх, если заявленный на градостроительном совете план развития поселка начнет в ближайшее время воплощаться в жизнь. Уже сейчас многие из тех, кто проживает в поселке, спешат оформить в собственность земельные участки и дома, многие из которых построены в 1920-х гг. Сейчас в пос. Шмидта едва ли не все остановки увешаны рекламой юридических агентств и геодезических контор, предлагающих помочь в оформлении собственности. Наряду с этим встречается масса объявлений о приобретении земли или дома, пусть даже с «плохими документами». Многих привлекает то, что поселок расположен в 5-10 мин. езды от центра города. По некоторым данным, в поселке проживает до 15 тыс. человек, и из них лишь малое количество уверено, что их жилье попадет под снос. Тем более что пос. им. Шмидта «сносят» начиная с 1970 г. Существовал даже проект, согласно которому под поселком на противоположную сторону реки Самары должна была пройти ветка метро. Но через несколько лет проект был благополучно забыт. Проект микрорайона «Заречье» начал разрабатываться еще в 80-е годы, но согласно плану того времени застраивать предполагалось территорию правого берега, и за территорией завода «Рейд» даже производился намыв песка. Однако столичная комиссия этот проект забраковала, безапелляционно заявив, что через несколько лет все построенные в этом месте дома уйдут под землю.

В 2007 г. планы развития данной территории поменялись. Согласно оценкам экспертов — разработчиков генплана, зона пос. Шмидта загрязнена сверх меры, поэтому жить там не рекомендуется. Генеральным планом предусматривался снос поселка и строительство на этой территории делового центра. Ул. Набережная реки Самарки планировалось благоустроить и превратить ее в место досуга по примеру волжской набережной. Также было заявлено, что через территорию пос. Шмидта пойдет несколько мостов: новый автомобильный мост по ул. Карла Маркса (такой же мост-дублер от ул. Самарской) через реку Самару.

Согласно нынешнему проекту, жилая застройка в поселке будет ориентирована таким образом, чтобы максимально сохранить возможность жителям района любоваться пейзажем левобережья реки Самара.

Справка:

Пос. Шмидта (Запанской) расположен вдоль правого берега реки Самары. От городской черты отделен железнодорожными путями. В поселок имеется только два подъездных пути: со стороны ул. Венцека (Ленинградский переезд) и ул. Речная (Речной переезд). Центральной считается ул. Неверова, переходящая в ул. Мостовую и далее ул. Паровозную. Поселок располагается сразу за железнодорожным вокзалом и не очень отдален от центра. Единственный автобус маршрута №3 курсирует от Хлебной площади до станции Речная.

Начиная с 1990-х г. на территории поселка практически отсутствуют крупные работающие промпредприятия. Исключение составляет фабрика «Весна», производящая мыло, шампуни. Также в настоящее время начинает реанимировать производство станкостроительный завод. Завод «Рейд» (бывш. Приборостроительный завод) в данный момент не работает. Последний в советское время имел на своей территории секретные цеха и производил приборы для атомных субмарин (АПЛ).

Варианты освоения застраиваемой территории пос. Шмидта, отличающиеся в основном отведенной площадью Первый вариант:

1. Технопарк (малые производства, административно-офисная зона) — 13 га;

2. Жилая застройка — 135 га. Общее количество жилья — 2,5 млн. кв. м;

3. Сохраняемая существующая жилая застройка, отведенная под санацию и реконструкцию, — 65 га;

4. Школы — 6,3 га;

5. Торгово-развлекательная территория — 1,8 га.

Второй вариант:

1. Технопарк (малые производства, административно-офисная зона) — 14,5 га;

2. Жилая застройка — 45,6 га. Общая площадь жилья — 1 млн. 600 тыс. кв. м;

3. Существующая жилая застройка, отведенная под санацию и реконструкцию — 34 га;

4. Школы и детские дошкольные учреждения — 4,3 га;

5. Торгово-развлекательная территория — 1,2 га.