Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №27 (242) | 30 июня 2008г.
 

Беспристрастные лоты

Перевозчики ждут изменения маршрутной сети

Наталья Матвеева

2 июля правительством Самарской обл. будет рассмотрено положение, регулирующее порядок проведения конкурсов на пассажирские перевозки на территории региона. Однако ряд независимых перевозчиков не лучшим образом оценивают новые правила проведения конкурсов на муниципальные перевозки. По их мнению, система, разработанная под руководством начальника транспортного управления мэрии Тольятти Владлена КАБАНОВА, может воспрепятствовать развитию конкурентного рынка пассажирских перевозок в Тольятти.

Как сообщили «Хронографу» в пресс-центре мэрии, подготовка к проведению конкурса на право заключения договора на выполнение регулярных пассажирских перевозок транспорта общего пользования могла бы завершиться в течение июля. Однако не исключено, что выставленные проекты лотов конкурса будут пересмотрены. В настоящее время документация на проведение конкурса находится в правовом департаменте мэрии Тольятти, и никаких действий по организации конкурса не предпринимается. Как известно, с инициативой разработки новой маршрутной сети еще в первом квартале текущего года выступил руководитель транспортного управления мэрии Тольятти Владлен Кабанов. Уже тогда многие недоумевали, для чего нужно ломать установившуюся систему маршрутов, которая годами «накатывалась» мелкими перевозчиками. Фактически горожанам предстояло вернуться к тому моменту, когда только появились газели и приходилось заучивать содержание маршрутов. В марте проекты лотов были обнародованы на сайте мэрии. После чего сразу выявилось несколько основных тенденций. Во-первых, как следует из перечня, было сформировано всего 14 проектов лотов, каждый из которых содержит 6 и более маршрутов. К примеру, в лоте №14 только по одному из маршрутов заложено 423 рейса в сутки, а всего лотов 6. Даже в том случае, если все маршруты будут работать по 12 часов в сутки, понадобится более 200 машин для того, чтобы предприятие, осваивающее маршрутную сеть, заложенную в этот лот, было рентабельным. Как заметил председатель профсоюза автопредпринимателей Самарской обл. Александр Шостак, это означает, что принять участие в конкурсе могут только те предприятия, которые имеют более 100 единиц техники. А их в городе крайне мало. Директор ООО «Зеленоглазое такси» Игорь Ганин также считает, что выгодные маршруты разбросаны по разным лотам не случайно: те, кто составлял эти лоты, возможно, делали это с целью ослабить позиции конкурирующих организаций.

Во всяком случае, перевозчики настаивают на том, что в тот момент, когда Кабанов формировал новую сеть, были не учтены именно интересы мелких перевозчиков.

По мнению наблюдателей, причина задержки проведения конкурса кроется в том, что новый руководящий состав департамента будет коренным образом пересматривать всю систему городских перевозок. Сегодня перевозчики надеются на то, что лоты будут рассмотрены беспристрастно и только после этого снова выставлены на конкурс. Кроме того, некоторые из них надеются на установление новой цены проезда для тех, кто будет работать на новых автобусах с дизельным топливом.

В департаменте городского хозяйства, транспорта и связи мэрии также не исключают, что после проведения конкурса маршрутная сеть транспорта общего пользования может измениться коренным образом. Противостояние в среде перевозчиков длится уже не первый год, но не исключено, что именно сейчас, с приходом нового руководства, расстановка сил на этом рынке может кардинально поменяться. Пока в этой среде наиболее сильными игроками считаются ООО «Лайн-сити», ООО «СитиТрансСервис», ООО «РОСВЕН», ООО «Автофарт», ООО «Зеленоглазое такси». По мнению наблюдателей, новое руководство не лоббирует интересы ни одного из перевозчиков, включая «Автофарт», за которым закрепилась репутация протеже Владлена Кабанова. Надежды перевозчиков на то, что впредь руководство департамента будет более беспристрастно подходить к формированию условий работы на этом рынке, подкрепляет и то, что в числе заместителей нового руководителя департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи Геннадия Таранова появился бывший директор НП «Объединения альтернативных автотранспортных предприятий» Алексей Пчельников (см. комментарии). Как пояснил «Хронографу» конфиденциальный источник, «раньше многие моменты были не учтены из-за тех, чьи интересы лоббировал Кабанов. Главный критерий, который должен закладываться потенциальными участниками конкурса, — реальная материально-техническая база. Чтобы не было так, как до сегодняшнего дня: пришел человек Кабанова, набрал со стороны газелей, берут с них за путевки деньги, те работают. Они не вкладываются ни в автопарк, ни в отстойные площадки. У нас таких фирм, ориентированных только на сбор денег, около 70%. Мы надеемся на то, что новое руководство правильно расставит приоритеты, и город начнет развивать свою транспортную сеть».

Получить развернутый комментарий официальных лиц департамента по этому вопросу не удалось. Как пояснил «Хронографу» Геннадий Таранов, 2 июля правительство Самарской обл. утвердит положение, регулирующее порядок проведения конкурсов в этой отрасли (см. комментарии). Однако многие специалисты отрасли полагают, что уже сегодня в ходе закрытых совещаний выстраивается новая позиция в отношении маршрутной сети города. Какой она станет уже в ближайшие месяцы, будет решать уже новое руководство.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.