Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №25 (240) | 23 июня 2008г.
 

РЖД устроили распродажу

Тольяттинское вагоноремонтное депо перешло под контроль угольного магната

Георгий Бржевский

6 июня в результате торгов по продаже объектов движимого и недвижимого имущества ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») было продано тольяттинское вагоноремонтное депо. Новым собственником стало ООО «ТрансГрупп-Инвест», заплатившее за депо 336,96 млн. р. при начальной стоимости в 105,96 млн. р. Эта компания принадлежит структурам Максима ЛИКСУТОВА — крупнейшего перевозчика каменного угля в России и странах Балтии.

По сообщению Куйбышевской железной дороги (КбшЖД), помимо тольяттинского вагоноремонтного депо 6 июня также было продано имущество еще 21 депо. Они входили в состав ОАО «РЖД» (общая мощность этих 22 депо составляет 51,23 тыс. ремонтов в год). Сумма первых сделок превысила 1 млрд. р. Таким образом, тольяттинское вагоноремонтное депо стало самым дорогим, а следовательно, и наиболее привлекательным. За него было уплачено 336,96 млн. р.

Продажа объектов проходила в рамках третьего этапа структурной реформы железнодорожного транспорта в соответствии с распоряжением правительства РФ №348-р от 20 марта 2008 г. и распоряжениями ОАО «РЖД» от 28 марта 2008 г. Победители конкурсов должны будут, в частности, сохранить профильное назначение приобретенного имущества, организовав на его базе вагоноремонтное производство и обеспечив трудоустройство высвобождаемых сотрудников депо с сохранением либо улучшением условий действующих трудовых договоров и коллективного договора ОАО «РЖД».

В аукционе по продаже тольяттинского депо участвовало четыре компании. За исключением победителя аукциона — ООО «ТрансГрупп-Инвест» — имена остальных участников аукциона организаторами торгов удерживаются в секрете. На соответствующие запросы «Хронографа» ни в ОАО «РЖД», ни в КбшЖД, ни организатор торгов — Специализированное государственное унитарное предприятие по продаже имущества г. Москвы — не ответили. Торги происходили в Москве.

Новый владелец тольяттинского депо -компания ООО «ТрансГрупп-Инвест» — зарегистрирован в Москве. Ее уставный капитал составляет 10 тыс. р. Основными владельцем ООО «ТрансГрупп-Инвест» являются московское ООО «ТрансГрупп АС» (доля 70%) и финское АО «ОУ ВВ Финанс АБ» (доля 30%). В свою очередь ООО «ТрансГрупп АС» на 99,79% принадлежит эстонскому АО «Transgroup Invest AS», которое является крупнейшей компанией в странах Балтии по транспортировке и поставке российского каменного угля, контролирует ряд портовых терминалов. Хозяином Transgroup Invest AS является российский бизнесмен Максим Ликсутов. Так же он является председателем совета директоров ООО «ТрансГрупп АС». Одновременно с этим Ликсутову удалось войти в состав совета директоров ЗАО «Трансмаш-холдинг» — крупнейшего поставщика продукции (электровозы, тепловозы, вагоны и т. д.) для ОАО «РЖД». Кроме того, Ликсутов является совладельцем действующего в Эстонии угольного терминала AS Coal Terminall.

Исходя из этого несложно догадаться, что у Ликсутова имеются достаточно крепкие контакты с высшим руководством РЖД. Если это действительно так, то в ходе продажи тольяттинское вагоноремонтное депо переместилось из состава государственного РЖД под контроль дружественных его топ-менеджменту коммерческих структур.

Стоит отметить, что земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества вагоноремонтных депо, выставленных на конкурс, являются федеральной собственностью (за исключением участка, находящегося в собственности ОАО «РЖД», на котором расположено имущество завода по ремонту подвижного состава Куйбышевской железной дороги). Имущество куйбышевского завода (расположенного в поселке Смышляевка, пригород Самары) 2 июля также будет выставлено на продажу. Пользование земельным участком ОАО «РЖД» осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого на срок 49 лет. Ставка арендной платы за федеральную землю для ОАО «РЖД» в Самарской обл. составляет всего 30,02 р. за га в год. После заключения договора купли-продажи новые владельцы обязаны провести за свой счет мероприятия по формированию и кадастровому учету части земельного участка, необходимые для использования приобретенного имущества, а также заключить с ОАО «РЖД» договор субаренды земельных участков.