Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №25 (240) | 23 июня 2008г.
 

Затяжная любовь

Societe Generale пока не удалось договориться с АВТОВАЗом

Илья Липкинд

9 июня во время пресс-тура в Москве, организованного банком «Сосьете Женераль Восток», корреспонденту «Хронографа» удалось получить информацию от руководства банка, подтверждающую ведение переговоров с ОАО «АВТОВАЗ». Началу партнерства должно способствовать вхождение в состав акционеров тольяттинского автозавода французского концерна Renault. Впрочем, не исключено, что партнером ВАЗа станет другая «дочка» Societe Generale — Росбанк.

Попытки наладить сотрудничество с ВАЗом французская группа предпринимала неоднократно. Причем французы действовали не только напрямую, через головной офис банка «Сосьете Женераль Восток» (БСЖВ), но и через московский офис и самарский филиал Росбанка. Акционером этой кредитной организации французская банковская группа стала в июне 2006 г. Особую активность французы проявляли летом-осенью 2006 г., когда ожидалось заключение соглашения между ВАЗом и французским автоконцерном Renault. Societe Generale и Renault имеют опыт сотрудничества как во Франции, так и в России. В частности, по данным региональных СМИ, БСЖВ реализует ряд совместных проектов с компанией «Автофрамос», осуществляющей отверточную сборку автомобилей Renault. Тогда предполагалось, что совместные проекты Renault и АВТОВАЗа будут финансироваться этими кредитными учреждениями, а в дальнейшем в их самарские филиалы и головные офисы будет переведена и часть счетов ВАЗа. Однако в 2006 г. Renault не удалось договориться с ФГУП «Рособоронэкспорт».

Вскоре после подписания 8 декабря 2008 г. меморандума о взаимопонимании между АВТОВАЗом и французским концерном Renault БСЖВ возобновил переговоры (см. «Хронограф» №1 (216) от 14.01.08). В пресс-службе БСЖВ факт ведения переговоров с АВТОВАЗом «Хронографу» тогда подтвердили, но более конкретную информацию предоставить отказались. После завершения сделки по покупке компанией Renault блокирующего пакета АВТОВАЗа (25%+1 акция) французский холдинг стал ставить своих представителей на руководящие посты на тольяттинском заводе. В частности, в правлении ВАЗа представители Renault заняли четыре ключевых поста. По мнению экспертов, это должно было рано или поздно привести к перераспределению финансовых потоков тольяттинского автозавода в пользу партнеров Renault.

В рамках мероприятия, проводившегося БСЖВ 8-10 июня 2008 г., ряд топ-менеджеров кредитного учреждения официально заявили о продолжении переговоров с ВАЗом о сотрудничестве. В частности, об этом заявляли президент БСЖВ Марк-Эммануэль Вивес и содиректор коммерческой дирекции банка Маргарита Кучеренко. Впрочем, детали обсуждаемого партнерства пока не озвучиваются.

Затяжки в переговорах между Societe Generale и ВАЗом могут быть связаны с декабрьским корпоративным конфликтом между главой госкорпорации «Российские технологии», председателем совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Сергеем Чемезовым (на фото) и французской группой из Росбанка. По данным федеральных СМИ, в ноябре-декабре 2007 г. Ростехнологии намеревались обзавестись собственным банком из-за смены топ-менеджеров прежних банков-партнеров. Сбербанк возглавил Герман Греф, у которого с Чемезовым были «плохие отношения», а из ВТБ ушел заместитель председателя правления Игорь Завьялов. Росбанк же к этому времени обслуживал некоторые предприятия, вошедшие в Ростехнологии. Любопытно, что конфликт докатился и до самарской «дочки» Societe Generale — ООО «Русфинанс Банк», специализирующейся на автокредитовании. В разгар конфликта в этом банке была проведена повторная проверка соблюдения положения ЦБ о раскрытии эффективной процентной ставки по кредитам физическим лицам.

Вероятно, подписание контракта с Renault решило конфликт вокруг Росбанка в пользу Societe Generale. Французской группе удалось завершить сделку по увеличению пакета акций Росбанка до контрольного: к настоящему времени Societe Generale принадлежит 57% акций Росбанка. Не исключено, что в дальнейшем именно через это кредитное учреждение, а не через сам БСЖВ, будут обслуживаться проекты Renault и АВТОВАЗа.

Эксперты не исключают, что в конечном итоге одна из «дочек» французской банковской группы -БСЖВ или Росбанк — в конечном итоге начнет работу с ВАЗом. В этом случае Societe Generale замкнет «большое вазовское трио» вместе со Сбербанком РФ и ВТБ. При этом не исключено, что в дальнейшем в Тольятти активизируются и другие банки группы, в частности, ипотечный банк «Дельта-кредит», который будет работать с сотрудниками АВТОВАЗа.

В пресс-службе АВТОВАЗа тему взаимоотношений с Societe Generale комментировать не стали.

Любопытно, что ранее переговоры с ВАЗом активно вел еще один «иностранец» — Ситибанк (российская «дочка» американской Citigroup). Первые попытки привлечения на обслуживание крупных корпоративных клиентов Самарской обл. Ситибанк предпринял осенью 2006 г., сразу после открытия в Самаре представительства американского кредитного учреждения. Однако тогда переговоры об обслуживании операций нескольких компаний с долей иностранного капитала, в том числе и GM-АВТОВАЗа, результата не принесли, и Ситибанк решил сделать ставку на розничный сектор. Кредитной организацией предпринимались и попытки наладить сотрудничество с самим ВАЗом, но они также закончились неудачно для Ситибанка. В конце 2007 г. американская «дочка» возобновила переговоры с руководством ОАО «АВТОВАЗ». В планы американцев, по словам источников «Хронографа», входило открытие в течение 2008 г. филиала в Тольятти и активное привлечение корпоративных клиентов. Приоритетом являлась работа с АВТОВАЗом, причем один из сотрудников банка утверждал, что Ситибанк в перспективе будет обслуживать самые важные операции.