Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (131) | 10 апреля 2006г.
 

Губернатору не все равно

СИБУР рискует потерять Новокуйбышевскую нефтехимическую компанию

Павел Соколов

5 апреля новый вице-президент НК «ЮКОС» Василий АЛЕКСАНЯН заявил о целесообразности введения прямого управления дочерними структурами холдинга, минуя промежуточные управляющие компании ЮКОС РМ (переработка и сбыт) и ЮКОС ЭП (разведка и добыча). С одной стороны, это может осложнить для ОАО «СИБУР-Холдинг» начавшийся в марте переговорный процесс по поводу возобновления поставки ШФЛУ с ЗАО «Отрадненский ГПЗ» (ОГПЗ) и ЗАО «Нефтегорский ГПЗ» (НГПЗ) на ЗАО «Новокуйбышевская нефтехимическая компания» (HHK) и ООО «Тольяттикаучук». Хотя, с другой стороны, начатая 28 марта против ЮКОСа процедура банкротства может позволить менеджменту СИБУРа вести диалог с оппонентом с позиции силы.

На территории Самарской области под управлением ЗАО «ЮКОС РМ» работает 9 крупных нефтегазо-перерабатывающих заводов и сбытовых терминалов. В их число входят ОГПЗ и НГПЗ. Основным продуктом их производства является широкая фракция легких углеводородов (ШФЛУ), вырабатываемая из попутных нефтяных газов, получаемых на территории Самарской и Оренбургской областей. Изначально с момента строительства этим ГПЗ отводилась роль основных поставщиков ШФЛУ для ННК и тольяттинского каучукового завода, для которых ШФЛУ -это основное сырье для синтеза. «В данном случае юкосовские предприятия, это Отрадненский и Нефтегорский ГПЗ, в равной степени, как и сибуровские ННК и Тольяттикаучук, являются в отношении друг к другу монополистами и монопсонистами. Эта ситуация досталась нам в наследство от советского периода», — охарактеризовал ситуацию директор по коммуникациям, маркетингу и брендингу ЗАО «ЮКОС РМ» Константин Мисяутов. До весны 2004 г. это наследие советского периода было на руку предприятиям СИБУРа. Трубопровод, соединявший НГПЗ и ОГПЗ с ННК, был единственным для юкосовских заводов направлением сбыта ШФЛУ. Соответственно, СИБУР имел возможность диктовать свою цену покупки сырья. Впервые тема напряженных взаимоотношений между нефтяниками и каучуковцами получила широкую огласку в июле 1997 г., во время продолжительного визита в Самарскую область главы ЮКОСа Михаила Ходорковского. На вопрос, как ЮКОС планирует взаимодействовать с Синтезкаучуком и ННК, он дал многозначительный ответ: «Мы просто туда зайдем и спросим: ребята, вы собираетесь платить за ШФЛУ? Если нет, то мы построим наливную эстакаду и половину ШФЛУ будем отгружать на другие заводы, а потом построим еще трубу, и тогда уже все — бесплатные поставки сырья на нефтехимические предприятия прекратятся». Так и произошло. В феврале 2004 г. ОГПЗ ввел в эксплуатацию железнодорожную наливную эстакаду. Вся ШФЛУ, вырабатываемая на ОГПЗ и НГПЗ, начала отправляться на нефтехимические предприятия Башкирии, Татарстана, Ставропольского края, Волгоградской и Московской областей, а также в Республику Беларусь. То, что ШФЛУ пользуется сегодня высоким спросом на российском нефтехимическим рынке, подтвердил Петр Мальковский, генеральный директор ОАО «Химпром», компании, владеющей производственными мощностями ННК и Тольяттикаучука: «Если раньше ШФЛУ создавала больше хлопот, чем прибыли, то сегодня продукция первичной переработки ШФЛУ очень хорошо востребована на рынке».

В отсутствии компромиссного решения по ШФЛУ колонны синтеза могут остаться без работы
В отсутствии компромиссного решения по ШФЛУ колонны синтеза могут остаться без работы

Нежелание руководства ОАО «СИБУР-Холдинг» согласиться с условиями ЗАО «ЮКОС РМ» по цене поставки ШФЛУ с ОГПЗ иНГПЗ может грозить ННК остановкой, а Тольяттикаучуку — снижением объемов производства. «Если взять рыночную цену, то пожелания СИБУРа лежат где-то в пределах X — 40% или X — 30%. Конечно, разница существенная. Если бы она составляла хотя бы 10%, то я думаю, что эта тема никогда не всплыла бы», — прокомментировал проблему Константин Мисяутов.

Неспособность найти компромиссное решение привела к тому, что с 2003 г. по 2005 г. отгрузка ШФЛУ на ННК сократилась с 413 тыс. т до 36 тыс. т в год. В связи с недозагрузкой производственных мощностей объемы недовыработки продукции на ННК в 2004 г. составили 137,5 млн. р., в 2005 г. — 239,5 млн. р., в первые месяцы 2006 г. -71,4 млн. р. По информации предприятия, дальнейшее снижение объемов производства приведет к сокращению численности работающих.

Между тем ОГПЗ и НГПЗ до строительства эстакады сами находились в полной зависимости от компаний СИБУРа. «Ввод в эксплуатацию в 2004 г. наливной эстакады снял напряженность в работе предприятия. Мы начали стабильно работать», — пояснил «Хронографу» генеральный директор ЗАО «Отрадненский ГПЗ» Сергей Сувернев. «В принципе, у нас сейчас нет каких-то ограничений по объемам выработки ШФЛУ в связи со сменой направления сбыта», — добавил генеральный директор ЗАО «Нефтегорский ГПЗ» Александр Пащенко. Он также афористично подметил: «Один мудрец сказал: умей сегодня что-то сдать, чтобы завтра приобрести большее. СИБУР на протяжении нескольких лет пока ничего не сдал».

Вместо этого руководство СИБУРа пыталось решить проблему другим путем. По его инициативе 16 марта состоялось первое рабочее совещание с участием губернатора Константина Титова, посвященное данной проблеме. Со стороны ОАО «СИБУР-Холдинг» собирался участвовать президент компании Александр Дюков, но по причине его болезни делегацию холдинга возглавил старший исполнительный вице-президент Владимир Разумов. ЮКОС на том совещании представлял первый вице-президент по коммерческим вопросам ЗАО «ЮКОС РМ» Станислав Винокуров. Итогом встречи стало создание рабочей группы. «Через месяц-полтора посмотрим на результаты работы созданной комиссии. Хотя я должен сказать, что задача очень непростая, продолжает искрить. Но мы почувствовали, что и СИБУР, и ЮКОС РМ идут навстречу друг другу. Задача власти — сделать этот путь как можно короче», — заявил Титов во время короткого брифинга сразу по окончании того совещания. Однако ровно два года назад он имел другое мнение.

В 2004 г. с целью создания подобной рабочей группы Самару специально посетил президент холдинга «СИБУР» Александр Дюков.

Однако в тот раз Константин Титов отказался участвовать в переговорном процессе, сославшись на то, что это всего-навсего спор двух хозяйствующих субъектов. «Но времена меняются, меняются люди, вернее, их установки. Понятно, что с ЮКОСом сейчас проще говорить с позиции силы, чем, к примеру, 3-4 года назад. Можно предположить, что изменившаяся позиция губернатора связана с теми изменениями и процессами, которые произошли на политическом ландшафте», — считает Константин Мисяутов. Петр Мальковский придерживается другого объяснения появившегося у Титова интереса к спору хозяйствующих субъектов: «Переломным моментом стало участие в совещании Константина Алексеевича, за что я ему весьма благодарен. Он сказал: бизнес бизнесом, но нужно, чтобы сырье оставалось в Самарском регионе».

Комментарии

Геннадий ФЕДОТОВ, руководитель пресс-центра ОАО «СИБУР-Холдинг»:

- В Западной Сибири СИБУР имеет 6 собственных ГПЗ. Но в данном случае проблема заключается в доставке сырья. «Плечо перевозок» увеличивается на 1100 км. В СИБУРе есть еще 3 предприятия, осуществляющие переработку ШФЛУ. Они расположены в Тюменской области и Пермском крае. Очевидно, что стоимость переработки (с учетом транспортной составляющей) там гораздо ниже, чем в Новокуйбышевске. Компания может просто дозагрузить Тобольск, Пермь и Чайковский, и тогда Новокуйбышевск вообще встанет. Руководство СИБУРа осознает свою ответственность (в том числе социальную) и предпринимает усилия по доставке сырья железнодорожным транспортом. Однако это половинчатое решение проблемы. Такое предприятие, как ННК, должно развиваться, однако ситуация с сырьем не позволяет строить стратегические планы на будущее. Ситуацию хорошо понимает администрация Самарской области, отсюда стремление поучаствовать в разрешении данной ситуации.

Константин МИСЯУТОВ, директор по коммуникациям, маркетингу и брендингу ЗАО «ЮКОС РМ»:

- Сегодня высказываются аргументы в пользу того, что ЮКОС обрекает несчастные предприятия СИБУРа на оптимизацию численности сотрудников, на уменьшение налогооблагаемой базы и, соответственно, на уменьшение выплат в бюджет и так далее. Все эти тезисы можно развернуть в обратную сторону. От эффективности реализации, от стоимости ШФЛУ на рынке мы смотрим, сколько людей вовлечено в процессы производства. В том случае, если мы не продаем по рыночной цене нашу продукцию, то соответственно мы точно так же будем вынуждены пойти на оптимизацию численности сотрудников наших предприятий и снизить в связи с этим налоговые отчисления в бюджеты разных уровней. В данном случае требования ЮКОСа лежат в плоскости определения рыночной цены. Мне непонятно, чем люди ЮКОСа отличаются от работников других компаний. Я не понимаю, почему надо откровенно занимать позицию одной из конфликтующих сторон (предположим, что это конфликт, а не рабочая ситуация)?