Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №17 (232) | 28 апреля 2008г.
 

Цели и средства

Как создавалось реноме ГК «Никколо М»

Павел Андреев

Череда предстоящих выборов в местные органы власти в Самарской обл. (см. «Хронограф» №16 (231) от 21.04.08) создает необходимость обзора рынка политтехнологических услуг. Редакция «Хронографа» в ближайших номерах представит на суд читателей материалы о компаниях, наиболее активно проявившихся за последние несколько лет. Обзор рынка PR-услуг «Хронограф» начинает с «Николо М» — компании, засветившейся на выборах в Самаре, Тольятти и Сызрани. Примечательно, что это предприятие заявляет себя как Группа компаний «Никколо М», хотя на деле является набором обществ, фондов и ИЧП, по-разному аффилированных друг с другом. Кроме того, официальных данных о рекламном агентстве (РА) «Никколо Медиа» обнаружить не удалось.

Призраки побед

Послужной список «Никколо М» настолько обширен, что логичнее представить наиболее знаковые их проекты. В 2000 г. на выборах мэра Тольятти специалисты «Никколо М» вели кандидата Виталия Зыкова. Это было уже третье политическое предприятие тольяттинского бизнесмена, потерпевшего фиаско в очередной раз. После этого Зыков оставил свои политические притязания.

«4 апреля 2004 г. действующий губернатор Алтайского края Александр Суриков, на которого работало агентство «Никколо-М» и которого поддерживали «Единая Россия» и КПРФ, проиграл губернаторские выборы артисту Михаилу Евдокимову. Накануне выборов штаб Евдокимова, отвечая на обвинения в очернении Сурикова, заявил: «Хуже, чем Суриков и его тупые пиарщики из «Николо-М», его очернить уже никто не сможет». Вообще после этих выборов в СМИ много говорилось о совершенно бездарной деятельности суриковских политтехнологов» (данные www. labyrinth. ru). (Орфография сохранена.)

В 2004 г. «никколовцы» приня-ли широкомасштабное участие в выборах мэра г. Сызрани. По сути, это являлось реализацией пилотного политического проекта Группы «СОК». В результате город должен был возглавить корпоративный мэр, контролируемый СОКом. Выбор пал на председателя совета директоров ОАО «Пластик» Виктора Хлыстова. Хлыстов являлся консолидированным кандидатом СОКа и второго крупного акционера «Пластика» Владимира Симонова. В результате масштабной и затратной кампании Хлыстов уступил креатуре бывшего губернатора Самарской обл. Константина Титова Василию Янину. Однако борьба на этом не закончилась. Результаты голосования на ряде участков были признаны недействительными, а самому Янину пришлось уступить мэрский пост в результате некой силовой акции. Как сообщил корреспонденту «Хронографа» информированный источник, именно этот «южноамериканский» муниципальный переворот стал поводом для вхождения в Самарский регион московских структур (см. «Хронограф» №37 (202) от 15.10.07). В том же году «Никколо М» приняла участие в выборах губернатора Ульяновской обл. В результате родину вождя мирового пролетариата возглавил человек, которого наблюдатели связывают с Группой «СОК» — Сергей Морозов.

С большой вероятностью можно предположить, что сызранский сценарий должен был реализоваться в 2006 г. и в Самаре. Однако в губернской столице все прошло не столь успешно. Если, конечно, в описанном случае речь может идти об успехах. В результате в Самаре некоторое время действовали две думы и использовались два устава.

Тем не менее работа с Группой «СОК» рядом наблюдателей расценивается как весьма успешная.

Три в одном

По мере усиления креатур ФГУП «Рособоронэкспорт» (РОЭ) в Самаре политическая тема для СОКа, как, впрочем, и для других региональных ФПГ, стала сходить на нет.

Это послужило причиной возвращения «Никколо М» в Тольятти. В результате выборы в Госдуму (декабрь 2007 г.) в автомобильной столице были ознаменованы тремя общественными движениями — «Тольятти, вперед!», «Народный контроль» и «Тольятти против коррупции», изобилием наружной рекламы, а также массовой раздачей листовок и флаеров на улицах города. В результате КПРФ набрала в Тольятти 17,72% при среднеобластном показателе 16,92%. Следует учесть, что коммунисты показали в Самарской обл. один из лучших результатов по стране (см. «Хронограф» №47 (212) от 10.12.07).

После декабрьских выборов московские политтехнологи из Тольятти исчезли. Вместе с ними сошли на нет и PR-придумки — общественные движения. Однако ненадолго. В феврале генеральный директор рекламного агентства (РА) «Никколо Медиа» Георгий Гамбашидзе вновь оказался главным политтехнологом в Тольятти. Причем сразу в двух штабах — у генерального директора ЗАО «Мотор-Супер» Дмитрия Савенкова и генерального директора ЗАО «Тон-Авто» Александра Курылина. То что первый кандидат был связан с Группой «СОК», а второй — с губернатором Самарской обл., никого не смущало. За две недели до голосования к предвыборному тандему прибавился штаб основного кандидата Анатолия Пушкова. Последний и стал мэром Тольятти. Хотя сложно было проиграть выборы, когда почти все конкуренты либо снялись в пользу основного кандидата, либо были сняты по не зависящим от них причинам. По неподтвержденной информации, специалисты «Никколо М» покинули Тольятти, не дожидаясь голосования. Однако память о них жива. Как только появилась информация о намерении Александра Курылина выдвигаться на пост мэра Жигулевска (см. «Хронограф» №15 (230) от14.04.08), на политтусовке сразу же заговорили об очередном возвращении Гамбашидзе.

Загадки «Никколо М»

Несмотря на столь богатую событиями историю, до сих пор остается неясным, в каком статусе Георгий Гамбашидзе посещает Тольятти. На сайте ГК «Никколо М» указано, что в группу входят три юрлица: ООО «Центр политического консультирования ЦПК «Никколо М», РА «Никколо Медиа» и Центр финансового консультирования ЗАО «Никколо-Финанс». При этом заявлено, что РА является дочерней фирмой ЦПК. Однако на сайте РФ «Никколо Медиа» размещена информация, по которой учредителями агентства являются физические лица — Екатерина Егорова (Гантман), Игорь Минтусов (см. «Хронограф» №42 (207) от 12.11.07) и генеральный директор РА Георгий Гамбашидзе. Но самое интересное в том, что на сайте spark.interfax.ru (база данных, основанная на сведениях Росстата. -Прим. ред.) никакого РА «Никколо Медиа» нет, а сам Гамбашидзе не возглавляет никаких предприятий. Тем не менее у РА есть адрес и телефоны. Одновременно возникает новая загадка «Никколо М». Агентство находится по адресу: Москва, ул. Петровка, д. 17, стр. 2, офис 102. Этот же адрес указан и для ГК «Никколо М». По этому же адресу, но уже в квартире 103 зарегистрирован Благотворительный фонд (БФ) «Политическая стабильность и безопасность». Председателем правления фонда является Екатерина Егорова. Корреспонденту «Хронографа» по телефону было заявлено, что специалист, способный прояснить ситуацию, появится только 28 апреля.

Следует отметить, что ЦПК зарегистрирован в г. Долгопрудном Московской обл. по адресу: пр. Пацаева, д.11, кв. 93. По этому же адресу значится ИЧП «Центр политических и социологических исследований» (ЦПСИ). По указанному телефону никаких комментариев корреспонденту «Хронографа» не дали.

На сайте spark.interfax.ru числится несколько компаний с характерными названиями — ООО «Никколо М Удмуртия», ООО «Никколо М-Кузбасс», ЗАО «Никколо М-Саха» и ООО «Никколо М-Урал». У последней в числе учредителей указан ЦПК из Долгопрудного. Причем в данных самого ЦПК никакой уральской «дочки» нет.

А вот у трех других компаний в качестве учредителя называется ООО «Центр политического консалтинга (назовем ЦПК — Прим. авт.) «Никколо М», находящееся уже в Москве, в офис-центре по ул. Балчуган, 22. Однако при обращении к ссылке сайт выдает информацию об ООО «Фирма «Стайль». Генеральным директором фирмы является Игорь Минтусов, а стопроцентным учредителем — офшорная компания «Кэлмори энтерпрайзис ллс».

Впрочем, без рекламы дело не обошлось. В Москве зарегистрировано ООО «Центр политической рекламы (ЦПР) «Никколо-Медиа». Генеральным директором его является Наталья Ясинская, а учредителями — граждане РФ. Какое отношение ЦПР имеет к ГК «Никколо М», неизвестно.

В 2001 г. ГК создало свое представительство в Грузии. 22 сентября 2004 г. представительство возглавил политолог Валерьян Горгиладзе. Кроме того, ГК имеет филиалы в Латвии и Словакии. Основой для названия всего предприятия послужило имя Никколо Маккиавелли. Сайт РА «Никколо Медиа» открывает слоган: «Цель оправдывает средства». Остается лишь уточнить, о достижении каких целей и об освоении каких средств идет речь.