Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №17 (232) | 28 апреля 2008г.
 

Поедание «Груши»

ЗАО НП «Мета» может лишиться права проведения Грушинского фестиваля

Сергей Коптев

28 апреля в арбитражном суде г.Москвы должно состояться рассмотрение иска общественной организации «Самарский областной клуб авторской песни им. Валерия Грушина» к московскому фонду «Фестиваль авторской песни им. Валерия Грушина». Поводом этого разбирательства послужил тот факт, что фонд в качестве своего товарного знака использовал эмблему фестиваля. Если суд примет решение в пользу клуба, то у фонда и руководителя ЗАО НП «Мета» Николая МАРТЫНОВА (на фото), который арендует традиционную Грушинскую поляну, могут возникнуть сложности с проведением альтернативного Грушинского. В случае если фестиваль не состоится, это может стать помехой для выполнения идеи руководства Самарской обл. о развитии туризма в регионе.

Неравные условия

Всероссийский фестиваль авторской песни им. Валерия Грушина, который ежегодно проходил на участке волжского побережья в районе Мастрюковских озер, летом прошлого года помимо традиционного состоялся на Федоровских лугах Самарской обл.

Произошло это по причине того, что 9 июня 2006 г. Управление федерального агентства лесного хозяйства по Самарской обл. провело конкурс по предоставлению права аренды на участок знаменитой Грушинской поляны площадью 142 га сроком на 15 лет. В торгах приняли участие ООО «Стройиндустрия» (предложили за аренду 1 млн. р. в год), ООО «Самара-Мет» (2,03 млн. р.), ООО «Стройсервис-2» (3,1 млн. р.), ЗАО НПФ «Мета» (3,25 млн. р.) и общественная организация «Самарский клуб авторской песни им. Валерия Грушина» (1,1 млн. р.). Соответственно, арендатором Грушинской поляны стала компания «Мета». Однако, по мнению членов оргкомитета фестиваля, действующие законы позволяли лесникам продать землю клубу без всякого тендера.

Клуб авторской песни им. Валерия Грушина (сегодня ОО «Самарский областной клуб авторской песни им. Валерия Грушина»), который участвовал в торгах, стоял у истоков Грушинского фестиваля. Идея проведения фестиваля принадлежит бессменному руководителю клуба Борису Кейльману, который решил с помощью этого фестиваля увековечить память своего погибшего друга. Грушинский фестиваль проводится клубом почти 40 лет. За это время фестиваль стал явлением культурной жизни России.

Однако Клуб им. Грушина в момент проведения конкурса на право аренды Грушинской поляны был поставлен в неравные условия.

В условиях конкурса на продажу аренды Грушинской поляны было сказано, что первоначальная цена составляет 1 млн. р. Стоит отметить, что по каким-то причинам организаторами конкурса не проводилась оценка бренда Грушинского фестиваля, на раскрутку которого клуб потратил практически 40 лет и наработал Грушинской поляне всероссийскую известность. Соответственно, это благоприятно отразилось на формировании цены на землю, где из года в год проводится фестиваль. Т. е. из обычной поляны, за аренду которой никто бы не согласился платить 3 млн. р. в год, клуб сумел сделать ее привлекательной для инвесторов и бизнесменов. Таким образом, бренд Грушинского фестиваля необходимо было оценить и включить в стоимость аренды территории, а потом уже выставлять на конкурс. В свою очередь, чтобы поставить конкурсантов в равные условия, Клуб им. Грушина, как «разработчик» бренда Грушинского фестиваля, мог бы быть освобожден от части арендной ставки в борьбе за победу в конкурсе. Учитывая это, можно предположить, что территория могла достаться клубу, а не компании «Мета». В беседе с корреспондентом «Хронографа» Борис Кейльман с этим практически согласился: «Рядом с Грушинской поляной в точности такие же луга, поля и горы. И я спрашивал у лесников, почему они продают именно эту территорию, на что они говорили, что другие территории арендовать никто не станет. Т. е. они продали наш талант, наш труд, нашу интеллектуальную собственность и оценили все это в 3 млн. р. А потом арендаторы обратились в губернскую думу с просьбой выделить деньги на проведение фестиваля в сумме 8 млн. р. — я видел эту заявку.

В условиях конкурса на продажу аренды никто не принял во внимание то, что это раскрученная территория. Более того, организаторы не учли, что клубом были сделаны огромные вложения, которые несравнимы с 3 млн. р.».

Борис Кейльман отметил, что в развитие Грушинской поляны клуб сделал вложения в виде прокладки дорог и мостов. Также на средства, привлеченные благодаря просьбе руководителей клуба, была построена лестница. Однако территория Грушинского фестиваля сдана в аренду без учета вложения клубом инвестиций в строительство и обустройства Грушинской поляны.

Потеря выгоды

Примечательно, что по непонятной причине к участию в конкурсе не были приглашены иногородние инвесторы, которые могли предложить за аренду столь популярной поляны более существенную сумму по сравнению с той, которую предложила фирма «Мета». Это могло положительно сказаться не только на развитии Грушинской поляны и фестиваля в целом, но также и на формировании имиджа Самарской обл. как одного из российских туристических центров. Вполне возможно, что инвестор с большим финансовым багажом мог позволить Клубу им. Грушина заниматься организацией Грушинского фестиваля, поскольку у клуба существует прописанный сценарий проведения мероприятия, который никогда еще не заставил сомневаться в его компетенции. Можно предположить, что в связи с этим пострадал бюджет Самарской обл., т.к. сдать в аренду Грушинскую поляну можно было бы за более существенные деньги.

Коммерческая фирма «Мета» с творческим объединением «Самарские барды» и московским фондом «Фестиваль авторской песни им. Грушина» объявили о проведении 34-го Всероссийского фестиваля авторской песни им. Валерия Грушина на территории у Мастрюковских озер. Он должен состояться в те же сроки, что и проведение оригинального фестиваля Клубом авторской песни им. Грушина».

Результатом территориальной войны за интересную для бизнесменов Грушинскую поляну стала нелепая ситуация, которая противоречит идеям областного руководства. Руководство Самарской обл. еще при губернаторе Константине Титове неоднократно заявляло, что одна из основных задач — сделать область привлекательным местом для туризма и отдыха. Грушинский фестиваль считается в России одним из наиболее развитых туристических брендов федерального масштаба. Однако Клубу им. Грушина в прошлом году пришлось провести фестиваль в другом месте — на Федоровских лугах. Это стало причиной оттока туристов с традиционной Грушинской поляны. Кроме того, многие любители бардовской песни из-за территориальной войны и вовсе предпочли отказаться от излюбленного мероприятия и не приехали в Самарскую обл.

Отпугивание туристов

Более того, есть вероятность, что на традиционной Грушинской поляне фестиваль в этом году может не состояться. 7 февраля 2007 г. прошло заседание расширенного состава художественного совета Всероссийского фестиваля авторской песни им. Валерия Грушина под председательством заслуженного артиста России Олега Митяева. Художественный совет рассмотрел ситуацию, которая сложилась вокруг Грушинского фестиваля.

Участники заседания единогласно пришли к следующим выводам: «Единственным субъектом, обладающим всей полнотой прав на проведение Грушинского фестиваля, является общественная организация «Самарский областной клуб авторской песни им. Валерия Грушина» как юридическое лицо, являющееся правообладателем средств индивидуализации Грушинского фестиваля, и как объединение физических лиц, творческим и организационно-техническим трудом которых с 1968 г. создано и сохранено до настоящего времени уникальное явление культуры и истории России — Грушинский фестиваль. Создана инфраструктура Грушинского фестиваля в месте его традиционного проведения». Документ подписан председателем заседания Олегом Митяевым, его копия имеется в распоряжении «Хронографа».

Стоит напомнить, что на сегодняшний день продолжается спор по поводу интеллектуальной собственности между клубом и московским Фондом им. Грушина, который создал и возглавляет сводный племянник Валерия Грушина столичный коммерсант Михаил Грушин. Нужно отметить, что фонд ведет совместную работу с руководством компании «Мета». 9 апреля в арбитражном суде г. Москвы состоялось третье заседание под председательством судьи второго судебного состава Любови Барабанщиковой. Клуб предъявил претензии к Михаилу Грушину, который использовал в качестве товарного знака эмблему фестиваля, нарисованную художником Павлом Лысенковым в середине 70-х гг. Лысенков также присутствовал на разбирательстве в арбитражном суде. Фонд использовал три подобных товарных знака. В прошлом году палата по патентным спорам Роспатента действия двух из них отменила. В сегодняшнем разбирательстве речь идет о последнем знаке. Дело пока не окончено, поскольку по просьбе истца суд отложил рассмотрение на 28 апреля. Однако стоит отметить, что у Клуба им. Грушина имеются все шансы на то, чтобы решение этого вопроса было в его пользу. Эксперты «Хронографа» утверждают, что если это произойдет, то у альтернативного Грушинского фестиваля, который будет проходить на традиционной поляне, арендуемой компанией «Мета», произойдет очередной отток потенциальных туристов.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.