Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №17 (232) | 28 апреля 2008г.
 

«Прессовый» кризис

Мэрия Тольятти не может наладить информационную политику

Максим Климов

21 апреля традиционный брифинг мэра Тольятти после аппаратного совещания впервые за много лет прошел в новом формате. Журналистам было предложено задавать вопросы, которые заранее должны были пройти согласование в пиар-службе мэрии. Как показал прошедший в прошлый понедельник брифинг, это не смогло уберечь мэра Анатолия ПУШКОВА, по его собственной оценке, от «несанкционированных вопросов». В данной ситуации при желании можно усмотреть недоработки заместителя мэра по правовым и организационным вопросам Вадима СОКОЛОВА (на фото), в подчинении у которого находится пиар-служба.

Наблюдатели отмечают, что на первых аппаратных совещаниях, которые проводились после избрания мэром Анатолия Пушкова, он сам и его окружение чувствовали себя не вполне уютно под натиском журналистов городских СМИ. Самым распространенным началом ответов Пушкова была фраза: «Это сложный вопрос...». Участники брифинга могли усмотреть в этом признак некой неуверенности нового мэра. Такое случается только в двух случаях: при отсутствии опыта общения с прессой или некомпетентности отвечающего. Однако Пушкова, прошедшего столь сложную предвыборную кампанию, нельзя уличить в отсутствии опыта общения с прессой. Также его нельзя обвинить и в некомпетентности. Пушков руководил на ОАО «АВТОВАЗ» коллективом, в разы превышающим численность аппарата мэрии Тольятти. Причем масштабы вопросов, которые ему приходилось решать на автозаводе, сопоставимы с уровнем и спецификой проблем городского хозяйства. Таким образом, не вполне понятным становится причина внедрения новой формы проведения традиционных брифингов по понедельникам.

Напомним, что сотрудникам управления по оргработе и связям с общественностью (пиар-служба. Прим. ред.) было спущено распоряжение проводить накануне брифинга опрос журналистов ведущих СМИ города для выяснения содержания вопросов, которые они хотели бы задать мэру в предстоящий понедельник. Данное управление находится в прямом подчинении заместителя мэра по правовым и организационным вопросам Вадима Соколова. Соответственно авторство этой идеи очевидно.

В учебниках по пиару сказано, что в функции пиар-службы входит подготовка первого лица организации к способности легко ответить на любой вопрос. Этого можно достигнуть лишь в случае, когда мониторинг обсуждаемых проблем, а также анализ потенциальных проблем выстроен на должном уровне. В соответствии с этим готовится матрица ответов. Причем опять же с целью формирования общественного мнения в нужном для себя русле. Методичная работа в этом направлении делает информационное поле полностью прогнозируемым для модераторов, работающих на имидж своего руководителя.

Достаточно показательно выглядит на этом фоне работа аппарата президента РФ Владимира Путина, который, выходя на пресс-конференции с участием более тысячи журналистов, выглядит абсолютно подготовленным человеком. Подобную работу можно было увидеть и у представителей ФГУП «Рособоронэкспорт» на ОАО «АВТОВАЗ». Именно поэтому топ-менеджеры автогиганта всегда готовы к ответу на любой вопрос. Об этом свидетельствует и первая пресс-конференция Бориса Алешина в роли президента ООО «Группа АВТОВАЗ», и первая встреча с руководителями областных СМИ губернатора Самарской обл. Владимира Артякова. И в первом, и во втором случаях никаких предварительных сборов вопросов не было.

Причина, из-за которой в мэрии Тольятти сегодня можно увидеть абсолютно иную картину, скорее всего, объясняется началом зарождения новых межклановых интересов. С одной стороны, у Пушкова на данный момент нет формальных претензий к работе Соколова. Другой вопрос, какой эффект от этого получает Пушков. Ранее пресс-служба всегда была в прямом подчинении мэра. В новой структуре тольяттинской мэрии схему перестроили. Если желание оставить все, как есть, сохранится, то следующим этапом работы пресс-службы мэрии станет негласная борьба с авторами «несанкционированных вопросов».

Провинившиеся СМИ начнут лишать аккредитации, которые впоследствии начнут критиковать мэрию ради самой критики. Это уронит и без того слабый имидж городской власти в глазах населения. Примечательно и то, что Вадим Соколов уже успел дать развернутое интервью одному из городских СМИ, опередив в этом мэра. В период становления новой структуры органа управления, когда количество спорных вопросов максимально, такой ход вряд ли может свидетельствовать об авторитете первого руководителя. По крайней мере, нарушение принципа субординации здесь очевидно. Примечательно, что и Пушков, и Соколов — оба бывшие работники ОАО «АВТОВАЗ», предприятия, где о субординации знают не понаслышке.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.