14 марта главным инженером ОАО «АВТОВАЗ» вместо избранного мэром Тольятти Анатолия ПУШКОВА был назначен Сергей УРЮПИН. Одновременно стало известно об отмене руководством завода решения о продаже энергетических «дочек» — ОАО «ТЕВИС» и ОАО «Электросеть» — ОАО «Волжская ТГК» (ТГК-7). Наблюдатели связывают это с ослаблением позиций председателя совета директоров ТГК-7 Владимира АВЕТИСЯНА на АВТОВАЗе, чьей креатурой на посту генерального директора ТЕВИСа являлся Урюпин.
В официальном пресс-релизе АВТОВАЗа, распространенном на прошлой неделе, сообщается, что 14 марта приказом президента ООО «Группа АВТОВАЗ» директором дирекции по инженерно-технологическому обеспечению (ДИТО) — главным инженером ОАО «АВТОВАЗ» назначен Сергей Урюпин, ранее занимавший посты заместителя генерального директора ОАО «Электросеть» и генерального директора ОАО «ТЕВИС». Параллельно со вступлением в новую должность Урюпин сохранил за собой пост директора энергетического производства ОАО «АВТОВАЗ». По данным «Хронографа», решение о назначении нового главного инженера совпало с отменой планов передачи двух вышеупомянутых энергокомпаний в состав ТГК-7. До последнего момента АВТОВАЗ демонстрировал желание расстаться с этими непрофильными для него активами. В частности, предпродажная подготовка ТЕВИСа завершилась еще в начале февраля. Тогда же на собрании акционеров завода было принято решение о реструктуризации предприятия в форме выделения из него ОАО «Росэнергоменеджмент», куда планировалось включить только необходимые автостроителям сети, оборудование и здания. Подразделения же, не связанные непосредственно с производством автомобилей, предполагалось выставить на торги. Самым вероятным покупателем ТЕВИСа называлась ТГК-7, не раз заявлявшая о своем интересе к данному предприятию. По утверждению пресс-службы ТГК-7, все принципиальные вопросы, в том числе стоимость активов ТЕВИСа, уже были согласованы с президентом ООО «Группа АВТОВАЗ» Борисом Алешиным. Финансовые аналитики сходились во мнении, что покупать энергию и коммунальные услуги у ТГК-7 заводу обойдется дешевле, чем заниматься этим самому. | | Теперь в свете отмены решения о продаже ТЕВИСа и Электросети АВТОВАЗ, скорее всего, возвратится к давнему сценарию создания совместной с мэрией Тольятти единой энергоструктуры без участия сторонних игроков. Теплоснабжение в Тольятти сейчас поделено на три сектора: МУП «ПО КХ» обслуживает Комсомольский р-н, ТГК-7 управляет тепловыми сетями Центрального р-на, а ТЕВИС транспортирует тепло в Автозаводский р-н. «Консолидация этих компаний возможна только под крылом АВТОВАЗа, — говорит источник в тольяттинской мэрии. — Вряд ли кто-нибудь кроме завода сможет привести разрозненные активы к общему знаменателю. Таким образом, монополию на тепло- и энергоснабжение, которая есть у ТГК-7 в Самаре, в Тольятти продавить вряд ли удастся». На заводе неожиданное потепление отношения к своим «дочкам» объяснили тем, что это «хотя и непрофильные, но очень важные для АВТОВАЗа активы». «Да, изначально «энергетиков» собирались продать, — говорит источник «Хронографа», — но теперь сделка не состоится. Даже если в структуре ТЕВИСа и Электросети суждено появиться какому-то инвестору, то случится это очень нескоро». В ТГК-7, несмотря на отказ, озвученный в Тольятти, по-прежнему подтверждают готовность приобрести ТЕВИС. «Деятельность ТЕВИСа всегда привлекала нас, — поделился соображениями собеседник «Хронографа», — поэтому от своих планов на его счет мы не отказываемся. Впрочем, если достигнутые ранее договоренности действительно сорвутся, не могу сказать, расстроимся мы или нет». Равнодушие руководства ТГК-7 в данном вопросе, по мнению аналитиков, объясняется тем, что компания скоро перейдет под контроль КЭС-холдинга. «После приобретения ТГК-7 уже КЭС будет доводить до логического завершения все нереализованные ранее проекты, по крайней мере на вазовские энергоактивы Слободин (глава КЭС-холдинга. — Прим. авт.) будет претендовать совершенно точно, — говорит Константин Рейли из «Финама». С тем, что КЭС может поучаствовать в развитии ТЕВИСа и Электросети, согласен и портфельный управляющий УК «Альфа Капитал» Семен Бирг. | | Между тем наблюдатели связывают отмену или возможное приостановление договоренностей о продаже энергоактивов с ослаблением позиций Владимира Аветисяна на АВТОВАЗе, чьей креатурой на посту генерального директора ТЕВИСа являлся до своего формального повышения Сергей Урюпин. «Занимая столь высокие должности в ТЕВИСе и Электросети, Урюпин являлся гарантом того, что интересы ТГК-7 в вазовской энергетике неуклонно соблюдаются, — говорят источники «Хронографа», знакомые с ситуацией вокруг завода. — После его перевода на другую работу все зависит от фамилии, а соответственно, принадлежности к ФПГ нового директора ТЕВИСа. По ней станет видно, будет ли АВТОВАЗ удерживать тепловой актив или все-таки избавится от него в пользу той же ТГК-7». Что касается дальнейшей судьбы самого Урюпина, то мнения экспертов тут разошлись. «Начав карьерный путь в небезызвестном СМУЭК, он достиг того, что, работая на АВТОВАЗе, стал определенным балансом при согласовании интересов «Российских технологий» и Владимира Аветисяна, — сообщает источник в банковских кругах Тольятти. -Сейчас Урюпина продвинули еще выше, что может свидетельствовать или о мощной поддержке, исходящей со стороны РАО ЕЭС, или о том, что он сменил свои приоритеты». «Главный инженер — практически расстрельный пост в схеме кардинального снижения издержек, проповедуемой «оптимизатором» Карлосом Гоном, — признается другой источник, близкий к руководству АВТОВАЗа. — Не исключено, что новая должность Урюпина на деле является вариантом постепенного выдавливания аветисяновского топ-менеджера за пределы завода». "Хронограф" будет следить за развитием событий. |