Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (226) | 24 марта 2008г.
 

Лицом к заводу

АВТОВАЗ отменил планы продажи ТЕВИСа

Иван Григорьев

14 марта главным инженером ОАО «АВТОВАЗ» вместо избранного мэром Тольятти Анатолия ПУШКОВА был назначен Сергей УРЮПИН. Одновременно стало известно об отмене руководством завода решения о продаже энергетических «дочек» — ОАО «ТЕВИС» и ОАО «Электросеть» — ОАО «Волжская ТГК» (ТГК-7). Наблюдатели связывают это с ослаблением позиций председателя совета директоров ТГК-7 Владимира АВЕТИСЯНА на АВТОВАЗе, чьей креатурой на посту генерального директора ТЕВИСа являлся Урюпин.

В официальном пресс-релизе АВТОВАЗа, распространенном на прошлой неделе, сообщается, что 14 марта приказом президента ООО «Группа АВТОВАЗ» директором дирекции по инженерно-технологическому обеспечению (ДИТО) — главным инженером ОАО «АВТОВАЗ» назначен Сергей Урюпин, ранее занимавший посты заместителя генерального директора ОАО «Электросеть» и генерального директора ОАО «ТЕВИС». Параллельно со вступлением в новую должность Урюпин сохранил за собой пост директора энергетического производства ОАО «АВТОВАЗ».

По данным «Хронографа», решение о назначении нового главного инженера совпало с отменой планов передачи двух вышеупомянутых энергокомпаний в состав ТГК-7. До последнего момента АВТОВАЗ демонстрировал желание расстаться с этими непрофильными для него активами. В частности, предпродажная подготовка ТЕВИСа завершилась еще в начале февраля. Тогда же на собрании акционеров завода было принято решение о реструктуризации предприятия в форме выделения из него ОАО «Росэнергоменеджмент», куда планировалось включить только необходимые автостроителям сети, оборудование и здания. Подразделения же, не связанные непосредственно с производством автомобилей, предполагалось выставить на торги. Самым вероятным покупателем ТЕВИСа называлась ТГК-7, не раз заявлявшая о своем интересе к данному предприятию. По утверждению пресс-службы ТГК-7, все принципиальные вопросы, в том числе стоимость активов ТЕВИСа, уже были согласованы с президентом ООО «Группа АВТОВАЗ» Борисом Алешиным. Финансовые аналитики сходились во мнении, что покупать энергию и коммунальные услуги у ТГК-7 заводу обойдется дешевле, чем заниматься этим самому.

Теперь в свете отмены решения о продаже ТЕВИСа и Электросети АВТОВАЗ, скорее всего, возвратится к давнему сценарию создания совместной с мэрией Тольятти единой энергоструктуры без участия сторонних игроков. Теплоснабжение в Тольятти сейчас поделено на три сектора: МУП «ПО КХ» обслуживает Комсомольский р-н, ТГК-7 управляет тепловыми сетями Центрального р-на, а ТЕВИС транспортирует тепло в Автозаводский р-н. «Консолидация этих компаний возможна только под крылом АВТОВАЗа, — говорит источник в тольяттинской мэрии. — Вряд ли кто-нибудь кроме завода сможет привести разрозненные активы к общему знаменателю. Таким образом, монополию на тепло- и энергоснабжение, которая есть у ТГК-7 в Самаре, в Тольятти продавить вряд ли удастся».

На заводе неожиданное потепление отношения к своим «дочкам» объяснили тем, что это «хотя и непрофильные, но очень важные для АВТОВАЗа активы». «Да, изначально «энергетиков» собирались продать, — говорит источник «Хронографа», — но теперь сделка не состоится. Даже если в структуре ТЕВИСа и Электросети суждено появиться какому-то инвестору, то случится это очень нескоро». В ТГК-7, несмотря на отказ, озвученный в Тольятти, по-прежнему подтверждают готовность приобрести ТЕВИС. «Деятельность ТЕВИСа всегда привлекала нас, — поделился соображениями собеседник «Хронографа», — поэтому от своих планов на его счет мы не отказываемся. Впрочем, если достигнутые ранее договоренности действительно сорвутся, не могу сказать, расстроимся мы или нет». Равнодушие руководства ТГК-7 в данном вопросе, по мнению аналитиков, объясняется тем, что компания скоро перейдет под контроль КЭС-холдинга. «После приобретения ТГК-7 уже КЭС будет доводить до логического завершения все нереализованные ранее проекты, по крайней мере на вазовские энергоактивы Слободин (глава КЭС-холдинга. — Прим. авт.) будет претендовать совершенно точно, — говорит Константин Рейли из «Финама». С тем, что КЭС может поучаствовать в развитии ТЕВИСа и Электросети, согласен и портфельный управляющий УК «Альфа Капитал» Семен Бирг.

Между тем наблюдатели связывают отмену или возможное приостановление договоренностей о продаже энергоактивов с ослаблением позиций Владимира Аветисяна на АВТОВАЗе, чьей креатурой на посту генерального директора ТЕВИСа являлся до своего формального повышения Сергей Урюпин. «Занимая столь высокие должности в ТЕВИСе и Электросети, Урюпин являлся гарантом того, что интересы ТГК-7 в вазовской энергетике неуклонно соблюдаются, — говорят источники «Хронографа», знакомые с ситуацией вокруг завода. — После его перевода на другую работу все зависит от фамилии, а соответственно, принадлежности к ФПГ нового директора ТЕВИСа. По ней станет видно, будет ли АВТОВАЗ удерживать тепловой актив или все-таки избавится от него в пользу той же ТГК-7».

Что касается дальнейшей судьбы самого Урюпина, то мнения экспертов тут разошлись. «Начав карьерный путь в небезызвестном СМУЭК, он достиг того, что, работая на АВТОВАЗе, стал определенным балансом при согласовании интересов «Российских технологий» и Владимира Аветисяна, — сообщает источник в банковских кругах Тольятти. -Сейчас Урюпина продвинули еще выше, что может свидетельствовать или о мощной поддержке, исходящей со стороны РАО ЕЭС, или о том, что он сменил свои приоритеты». «Главный инженер — практически расстрельный пост в схеме кардинального снижения издержек, проповедуемой «оптимизатором» Карлосом Гоном, — признается другой источник, близкий к руководству АВТОВАЗа. — Не исключено, что новая должность Урюпина на деле является вариантом постепенного выдавливания аветисяновского топ-менеджера за пределы завода».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.