Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (226) | 24 марта 2008г.
 

Недобросовестный кредит

Сбербанк попытался взыскать невозвраты с подставленных поручителей

Илья Липкинд

13 марта получил продолжение скандал вокруг выявленных ранее фактов мошенничества при получении кредитов в Кировском и Самарском отделениях Поволжского банка Сбербанка РФ. В суде Кировского р-на Самары началось рассмотрение дела против поручителей по этим кредитам. Несмотря на многочисленные доказательства подложности документов, представлявшихся при заключении договора поручительства, Сбербанк намерен добиться возврата средств с людей, никогда не подписывавших эти договора.

Скандал вокруг кредитов, ставших причиной судебного иска Поволжского банка Сбербанка РФ (ПБ СБ), начался еще в 2006 г. В январе 2006 г. было начато расследование против нескольких сотрудников отделения Сбербанка №28. В результате была выявлена организованная группа, которая занималась хищением средств при оформлении потребительских кредитов. В дальнейшем деньги не возвращались, а присваивались участниками группы. Позже аналогичные нарушения были вскрыты в Кировском отделении ПБ СБ. По результатам расследования было уволено несколько сотрудников ПБ СБ, а также возбуждено уголовное дело в отношении инициатора этой схемы Дмитрия Мельникова по ст. 159 УК РФ (« Мошенничество »).

По словам самарских банкиров и самих потерпевших, схема использовалась достаточно простая: при предоставлении физлицами документов на получение кредитов с них снимались копии. В дальнейшем физлицам отказывали в получении кредита, а копии документов использовались для оформления кредитов и договоров поручительства на подставных лиц.

Как рассказал корреспонденту «Хронографа» Владимир Старостин, супруг одной из потерпевших в результате этой схемы, в 2003 г. руководитель фирмы, в которой главным бухгалтером работала Ольга Старостина, обратилась в Кировское отделение Поволжского банка Сбербанка РФ за получением кредита для фирмы. «В пакете документов были переданы копии паспортов директора и главного бухгалтера, — рассказывает Старостин. -Примерно через 1,5 месяца в предоставлении кредита было отказано. В 2006 г. мы неожиданно получили письмо из Сбербанка, в котором указывалось, что она является поручителем по кредиту в 500 тыс. р., выданному некой Светлане Галимовой. Я сразу обратился в службу безопасности Сбербанка, где мне заявили, что в Кировском отделении была группа мошенников, но они уже уволены, и вопрос с нашим поручительством банк решит. Также мы обратились в прокуратуру Кировского р-на г. Самары по месту жительства с соответствующим заявлением. У моей жены были взяты образцы почерка, и мы сочли инцидент исчерпанным.

Однако в конце февраля 2008 г. Старостина получила повестку из Кировского районного суда. Она привлекалась в качестве соответчика по гражданскому делу в отношении Галимовой. Также по этому делу в качестве соответчиков были вызваны еще 3 поручителя и 1 залогодатель — все физические лица.

«Я собрал документы, подтверждающие недостоверность документов, имеющихся в отношении моей жены в кредитном досье Сбербанка, в том числе получил письменное заявление от лица, являвшегося директором фирмы, которая якобы выдала справку о доходах моей жене. В соответствии с данным заявлением он, как директор фирмы, не выдавал подобных справок и в его компании Старостина О. Е. никогда не работала, о чем свидетельствует оригинал трудовой книжки моей жены», — продолжил Владимир Старостин.

В случае с другими поручителями в договоре также были указаны неверные данные (паспортные данные, адреса проживания и домашние телефоны). В досье Сбербанка также имеются не соответствующие действительности справки о доходах с мест работы, в которых данные лица никогда не работали.

Сама заемщица на заседания суда не явилась. Согласно показаниям, которые были даны следственному органу, заемщица брала кредит для другого человека за деньги, никаких поручителей не знает и не приводила их в банк. «Однако Сбербанк, несмотря на возможный подлог и возбужденное по этим фактам уголовное дело, продолжает требовать с нас возврата средств. А дело это достаточно серьезное, ведь уклонение от уплаты долгов сейчас означает и внесение в черный список в базе кредитных историй, и возможность вскрытия судебными приставами квартиры, и продажи имущества для погашения долга», — сетует Старостин.

По словам представителя ответчиков Алены Агапчевой, иски, поданные Сбербанком, уже негативно сказались на «поручителях»: одна из ответчиц по аналогичному делу не смогла получить кредит на приобретение автомобиля в двух банках. Ей было отказано, т. к. из-за «поручительства» и иска Сбербанка она числится в «стоп-листе». «Мы были вынуждены в защиту своих интересов написать открытое письмо в Роспотребнадзор, ФАС, ГУ ЦБ РФ по Самарской обл., а также председателю правления ПБ СБ Виктору Щуренкову и председателю правления Сбербанка РФ Герману Грефу», -заявила Агапчева.

В ПБ СБ запрос «Хронографа» проигнорировали. В ГУ ЦБ комментировать ситуацию не стали.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.