Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (226) | 24 марта 2008г.
 

Олег Проценко:

Мы оказываем помощь пострадавшим

Константин Грайко

Министерство здравоохранения области подвело итоги работы отрасли в 2007 г. При этом министр Вадим КУЛИЧЕНКО отметил, что в части реализации национального проекта «Здоровье» Тольятти является одним из лидеров в нашей области. Действительно, Тольятти стал одним из немногих городов, в которых в прошлом году произошел естественный прирост населения на 530 человек за счет увеличения рождаемости и снижения смертности. Департамент здравоохранения мэрии Тольятти также подвел итоги и определил лучшие медучреждения города по результатам их работы в 2007 г. Лучшей среди городских многопрофильных больниц была признана горбольница №2 им. Баныкина. Корреспондент «Хронографа» встретился с заведующим отделением травматологии больницы им. Баныкина Олегом ПРОЦЕНКО.

- Олег Николаевич, скажите несколько слов о возглавляемом вами отделении. С чем приходится сталкиваться тольяттинским травматологами как вы с этим справляетесь?

- Отделение травматологии горбольницы №2 им. Баныкина было создано вместе с больницей около 40 лет назад. Оно было самым первым в Тольятти. На сегодняшний день в отделении работает 7 хирургов-травматологов. Один из них — кандидат наук, а остальные хирурги имеют высшие или первые категории. Оказание помощи производится на территории Центрального и Комсомольского р-нов г. Тольятти и на территории Ставропольского р-на. Через это отделение проходит порядка 1300-1400 пострадавших в год, так что оперативная активность высокая. Работаем с технологиями, которые применяются сегодня во всем мире, используем конструкции, которые выпускаются в европейских странах, а также в Израиле.

Мы выполняем все виды операций на позвоночнике, которые проводит специально обученный доктор. Активно занимаемся эндопротезированием. С 2006 г. стали выполнять операцию по замещению тазобедренного сустава и уверенно набираем темпы роста. Работаем над проблемами протезирования совместно с Самарским медицинским университетом, с Самарским областным центром эндопротезирования им. Калинина, с институтом им. Вредена (Санкт-Петербург), который, наряду с Центральным институтом травматологии и ортопедии, является одним из головных институтов отрасли.

Наши специалисты проходили стажировку за границей, обучались в Европе, Израиле. Планируем и дальше обучаться. Кроме того, периодически сами выезжаем в другие регионы и делаем показательные операции. Применяются эндоскопические методы лечения на суставах. Проводятся операции по замене крестовидной связки, удалению мениска и разных патологий коленного сустава. Попадают сюда пациенты с повреждением проксимального отдела бедра.

Была оказана помощь больным, пострадавшим при взрыве автобуса 31 октября прошлого года. Основная масса раненых поступила к нам, в травматологию горбольницы им. Баныкина. Мы принимали активное участие в оказании помощи и реабилитации этих больных. Мне кажется, что мы профессионально справились с возникшей проблемой, а подтверждением тому могут служить награды, которые получили сотрудники отделения.

- Как удается работникам отделения поддерживать столь высокую оперативность? Ведь в травматологию попадают люди, которых одним уколом или парой таблеток не поставишь на ноги. Многие пациенты нуждаются в постоянном наблюдении на протяжении нескольких месяцев.

- А что делать? Активно лечим. Внедрили новые технологии, которые позволяют быстро и грамотно реабилитировать больных, ставить на ноги и выписывать для дальнейшего амбулаторного лечения дома. Идет большая нагрузка на хирургов. Оперативная активность возрастает, хирургические вредности возрастают, психоэмоциональные нагрузки возрастают, а людей больше не становится. Стали больше работать, меньше отдыхать.

Но в целом за счет интенсивности труда, за счет применения грамотного подхода, новых конструкций, которые разрабатываются по мировым технологиям и которые мы внедряем, нам удается работать на достаточно высоком уровне. Чтобы человеку не было необходимости ехать лечиться за границу, а он имел бы доступную и достаточно уровневую помощь у себя дома. Чтобы больной обратился в отделение травматологии и ортопедии на Баныкина и получил помощь квалифицированно, грамотно, своевременно, безотлагательно. В принципе, качество наших услуг подтверждается тем, что сюда едут за помощью люди из других регионов — из Ульяновской обл., например.

Надо отметить, что в горбольнице №2 существуют и представлены на хорошем уровне все попутные отделения — терапия, кардиология, мощное отделение реанимации. Ведь как известно, многие травмы опорно-двигательного аппарата после оперативного или консервативного лечения требуют дальнейшей реабилитации. Удачно проведенная операция, правильно произведенная репозиция и наложенный гипс — это лишь начало лечения. В большинстве случаев пациенты, перенесшие травму, нуждаются в проведении комплекса восстановительных мероприятий. Все эти мероприятия могут быть проведены в нашей больнице непосредственно под присмотром лечащего врача.

- Вы отметили, что к вам едут лечиться люди из других регионов. Не возникало ли в связи с этим желания в обозримом будущем создать на базе отделения специализированный региональный центр?

- У нас есть желание заниматься эндопротезированием суставов, есть желание эту тему расширять. То, что люди приезжают к нам лечиться, это нормальное явление. Кто-то от нас куда-то едет, кто-то к нам. Здесь есть все условия для оказания помощи на самом высоком уровне. Создание центра эндопротезирования вопрос дискутабельный. Ведь медицинский центр — это не только практическое эндопротезирование, это подразумевает обучение, исследования, которые необходимо проводить. А у нас зачастую сделают вывеску «Центр», а в результате там нет ни клинической базы, ни преподавателей, ни студентов. Нет научной работы, подразумевающей собственные исследования и разработки, а не внедрение чужих трудов. А кроме того, Центр эндопротезирования есть в Самаре. Очень мощное заведение, у которого за плечами более 3000 протезирований, научные исследования. Там есть прекрасная база, как материально-техническая, так и интеллектуальная.

А нашему отделению надо расширять именно первичное протезирование. Чтобы у нас люди не стояли по полгода в очереди. Ведь мы записываем людей на плановые операции уже на июль-август месяц. Нам надо добиваться того, чтобы пациент пришел, некоторое время подождал, прообследовался, ему поставили протез — и здесь же наблюдаем и реабилитируем.

- По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2020 г. травматизм в результате дорожных аварий может стать третьей основной причиной гибели или увечий людей и превратиться в более серьезную мировую проблему, чем малярия, туберкулез и СПИД вместе взятые.

- Это печальная статистика, но радует то, что многие высокоразвитые страны сумели сократить последствия дорожно-транспортных происшествий, в частности инвалидность в результате автомобильных аварий, почти на 50%. Это стало возможным не только благодаря мероприятиям, повышающим безопасность движения, но и благодаря своевременной травматологии и адекватной медицинской помощи. Если ранее многие случаи травм приводили к инвалидности, то теперь современная травматология способна восстановить здоровье человека даже в случае тяжелых автомобильных травм.

В рамках программы дорожного травматизма мы тоже проводим определенные мероприятия. Стараемся активней подходить к оказанию помощи больным после дорожной травмы. Перенимаем опыт у передовых институтов, например, института Склифосовского. Там есть профессор Соколов. Слушаем его лекции, читаем монографии, как в тяжелых случаях оказывать помощь людям, пострадавшим в ДТП.

В принципе, в профилактику травматизма включена статистика по смертности от ДТП. А причиной ДТП в последнее время все чаще становятся плохие дороги. Ведь чтобы машина ехала хорошо, надо сделать дорогу, но, с другой стороны, сделаешь дорогу, водители начнут скорость превышать. Тоже не очень хорошо. Поэтому надо инструктировать людей, показывать, к чему приводит неосторожная езда, повышать культуру поведения на дороге. Сейчас запущена целая программа профилактики ДТП, выделяются средства из бюджета.

Но состояние дорог не наше дело. Это компетенция ГИБДД, дорожных и коммунальных служб. А мы оказываем помощь пострадавшим. Промежуток между дорогой и больницей -скорая помощь, которая тоже стала работать эффективнее и грамотнее. В связи с этим наблюдаются улучшения в плане потерь граждан от дорожного травматизма.

- Кадровая проблема в сфере здравоохранения стоит очень остро и вызывает озабоченность на самом высоком уровне. В последнее время Тольяттинский госуниверситет активно расширяет гуманитарные направления, есть Волжский университет им. Татищева. Может ли решить вопрос кадров открытие медицинского факультета на базе какого-либо из вузов?

Я думаю, смысла в этом нет. Ведь в Самаре есть мощнейший, один из лучших в России, медицинский университет. Этот университет имеет хорошую клиническую базу. Его ректор — академик, профессор Геннадий Котельников, кстати, главный травматолог-ортопед Министерства здравоохранения Самарской обл. Врачей выпускают достаточно, просто выпускники вузов не идут работать по специальности. То же можно сказать и о медсестрах. Вопрос их катастрофической нехватки не решается за счет медучилища, которое есть в Тольятти.

Такая ситуация сложилась не только в нашем отделении. Вопрос кадров стоит перед всеми медицинскими учреждениями, перед всей отраслью. Надо эту проблему исследовать глобально и искать пути выхода из сложившейся ситуации.

Ведь почему люди, особенно молодые, не идут работать в медучреждения? Низкая зарплата, отсутствие социальных условий и жилья для молодых специалистов. Укомплектованность медучреждений очень низкая, и в основном это люди с большим стажем, которые отработали достаточно много. Молодежи практически нет. С санитарками проблема просто глобальная. В смене не больше 3-4 санитарок, а у нас в отделении процентов 70 лежачих больных, за которыми нужен уход. Это пациенты после тяжелых множественных травм, с дороги, после серьезных операций, за ними нужно ухаживать, мыть, перестилать, их надо кормить, поить. Это колоссальный труд, а желающих им заниматься практически нет. Поэтому приходится просить родственников ухаживать за больными. И если нехватку докторов мы хоть как-то перекрываем, то вопрос с медперсоналом надо решать, причем срочно. Мы даже пытались обращаться в военкоматы, надеясь привлечь к работе желающих пройти альтернативную службу, но особого понимания не встретили.

- В последние годы ситуация в стране, как политическая, так и экономическая, претерпевает серьезные изменения. Прошли выборы президента и мэра Тольятти. Национальные проекты, в том числе и «Здоровье», вступили в стадию активной реализации. Укрепляет ли все это веру в будущее?

- Конечно, мы надеемся на позитивное развитие событий. Недавно в Департаменте здравоохранения проходила коллегия Минздрава, которую посетил новый мэр Анатолий Пушков. Он сказал, что руководство города будет обращать серьезное внимание на здравоохранение, в т. ч. на подготовку и привлечение кадров. Ведь коэффициент совместительства по городу — 1,4 -достаточно настораживающая цифра.

Отмечено, что город взрослеет, пожилых людей становится больше, соответственно травм, связанных с возрастом, например с остеопорозом, становится больше. А чтобы этих людей лечить, оперировать, реабилитировать, нужны новые подходы, новые конструкции, нужна соответствующая материально-техническая база. Поэтому в рамках нацпроекта «Здоровье» мы подготовили в адрес руководства заявки на приобретение нового оборудования. Надеемся, что они будут удовлетворены.

Но самая основная проблема, решения которой мы с нетерпением ждем, это отсутствие ремонта. Ремонт и некоторое переоборудование помещений позволили бы несколько увеличить количество койко-мест. Тех 60 коек, которыми располагает отделение, на сегодняшний день не хватает. Особенно сейчас, когда возрос травматизм, связанный со скользкими дорогами и тротуарами. Отделение работает в режиме, когда плановый прием уже не производится, а люди идут и идут. По 15-17 человек в день. Поэтому надеемся, что этот вопрос также не останется незамеченным и руководство города и профильного департамента к нам прислушается.