Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (226) | 24 марта 2008г.
 

Неискреннее дружелюбие

Доброжелатели Александра Курылина предпочитают видеть его уязвимым

Максим Климов

19 марта на очередном заседании ТГД депутаты почти единогласно поддержали кандидатуру на пост первого заместителя мэра г. Тольятти Александра КУРЫЛИНА (на фото), предложенную мэром Анатолием ПУШКОВЫМ. Однако депутаты приняли решение, которое противоречит закону Самарской обл. «О муниципальной службе». Примечательно, что тольяттинские депутаты, представляющие интересы города в СГД, а также активно участвовавшие в предвыборной кампании на пост мэра г. Тольятти, могли бы инициировать внесение изменений в существующее законодательство и предотвратить нынешнюю ситуацию.

Стоит напомнить, что п. 2 ст. 9 ФЗ-25 «О муниципальной службе в РФ» гласит: «Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы..., необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами..., которые определяются законом субъекта РФ...». Таким образом, ФЗ не устанавливает рамки, согласно которым муниципальный служащий должен обязательно иметь высшее образование. Однако они определены в п. 2 ст. 6 закона Самарской обл. от 09.09.07 «О муниципальной службе в Самарской обл.»: «Для категории «руководители» всех групп должностей необходимым условием является наличие высшего профессионального образования...».

Таким образом, согласно законодательству Самарской обл. Александр Курылин не может занимать пост первого заместителя мэра, т. к. не имеет диплома о высшем образовании. Несмотря на его утверждения о том, что он проходит обучение в высшем учебном заведении, закон подобной трактовки не предусматривает.

Однако Александру Курылину удалось стать консолидированным кандидатом на этом посту. На сегодня новой команде Анатолия Пушкова еще только предстоит отработать механизмы работы мэрии. Но когда механизм мэрии заработает стабильно, могут найтись недоброжелатели и вспомнить Курылину то, что его нахождение в должности противоречит законодательству. Поэтому истинным, а не показным соратникам Курылина необходимо было еще вчера задуматься о том, как этого избежать.

Стоит отметить, что ряд депутатов, представляющих интересы Тольятти в СГД, а именно Анатолий Степанов, Алексей Кириенко и Николай Ренц, активно поддержали кандидатуру Александра Курылина после слияния штабов (см. «Хронограф» №10 (225) от 17.03.08).

Однако эта поддержка может оказаться не совсем искренней. Сегодня многие предпочитают с восхищением говорить о дееспособности тандема Пушков — Курылин. Однако депутаты СГД, зная об отсутствии у Курылина высшего образования, не нашли возможным заранее выйти с инициативой об изменении норм областного законодательства. Тем самым они бы просто обезопасили работу данного тандема.

Любопытно также, что на прошедшем заседании ТГД Александра Курылина почти единогласно поддержали и депутаты ТГД, которые согласно уставу г. Тольятти должны поддержать или отвергнуть кандидатуру на пост первого заместителя мэра. При этом начальник юридического управления ТГД Владимир Лучков и начальник информационно-аналитического управления ТГД Дмитрий Микель не предупредили депутатов о том, что их решение противозаконно. Не сделал этого и присутствующий на заседаниях ТГД в рамках прокурорского надзора помощник прокурора г. Тольятти Антон Шишкин.

Подобное замалчивание проблем в части нарушения областного законодательства может оказаться крайне выгодно тем людям, которые сегодня под маской дружелюбия стараются занять места в новой команде мэрии. Но первый заместитель мэра Александр Курылин будет уязвим, и отсутствие у него диплома о высшем образовании может стать рычагом воздействия в руках его оппонентов.

Примечательно, что прокуратура г. Тольятти должна была не только обратить внимание на это нарушение, но и пресечь его, направив протест мэру Анатолию Пушкову. В рамках надзорной деятельности прокуратура должна «осуществлять надзор за исполнением законов... органами местного самоуправления...».

Однако «Хронографу» удалось выявить достаточно простой механизм, благодаря которому Курылин какое-то время может выполнять функции первого заместителя мэра без диплома об окончании вуза. Можно было бы назначить Курылина и. о. первого заместителя мэра, т. к. согласно п. 2 ст. 1 закона Самарской обл. «О муниципальной службе в Самарской обл.» это не подразумевает наличия высшего образования. Тем временем тольяттинские депутаты СГД начали бы процедуру внесения необходимых поправок в п. 2 ст. 6 этого закона.