Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (226) | 24 марта 2008г.
 

Мифы для вкладчиков

Пропавший бизнесмен обеспечил себе прикрытие через подконтрольные СМИ

Георгий Кизельгур

18 марта Автозаводским РУВД г. Тольятти было возбуждено уголовное дело в отношении Михаила СОКОЛОВА по ст. 159 УК РФ «Мошенничество». Поводом послужили заявления граждан, посчитавших себя обманутыми вкладчиками ООО «Онега», генеральным директором и учредителем которой является Соколов. Сам же Соколов исчез 12 марта при загадочных обстоятельствах. В структуру подконтрольного ему бизнеса входила и газета «МК в Тольятти». 20 марта на специально созванной пресс-конференции главный редактор «МК в Тольятти» Татьяна ГУЗАЕВА попыталась уличить правоохранителей в превышении полномочий.

Миф о пропаже

Последний раз Михаила Соколова видели на обочине ул. Дзержинского, когда он садился в попутный автомобиль. Это случилось напротив здания по ул. Дзержинского, 70, в котором находятся офисы подконтрольных ему компаний. Эту картину зафиксировали камеры наружного наблюдения охраны данного офисного центра. Сейчас эти записи внимательно изучаются сотрудниками следственного отдела по г. Тольятти следственного управления СК Генпрокуратуры РФ по Самарской обл.

Примечательно, что «МК в Тольятти» стало одним из первых СМИ, которое поспешило заявить о том, что против Соколова якобы совершено преступление. «Преступление произошло на улице Дзержинского, в торгово-офисном центре, в котором неизвестный назначил Михайлу Александровичу деловую встречу. Водитель служебного автомобиля видел, как Соколов вошел в центр. Однако со встречи Михаил Александрович не вернулся...» -сказано в статье Татьяны Гузаевой в «МК в Тольятти» (№12 (559) от 19.03.08). В той же статье было сказано: «Расследованием похищения Михаила Соколова занимается следственный комитет Автозаводского р-на. Заведено уголовное дело по ст. 126 УК РФ — «Похищение человека». Данная информация была стремительно растиражирована интернет-сайтами. Прессинг неверной информации буквально сразу на себе ощутили следственные органы. «Мы обеспокоены тем, что в Интернете появилась неверная информация. Никакого дела по ст. 126 УК РФ возбуждено не было. Следственным отделом по г. Тольятти проводится проверка по заявленному факту о безвестном исчезновении Михаила Соколова. И только по результатам проверки будут сделаны выводы о необходимости заведения уголовного дела», — пояснила корреспонденту «Хронографа» пресс-секретарь следственного управления СК Генпрокуратуры РФ по Самарской обл. Ирина Дорошенко. Она также высказала намерение разобраться с тем, кто стал первоисточником дезинформации: «Что касается интернет-сайтов, то, по нашим наблюдениям, первая ложная информация появилась на www.tltTODAY.ru. Мы попытаемся разобраться, как это случилось и кто контролирует этот ресурс».

Выяснилось, что уже 14 марта родственники Соколова обратились в правоохранительные органы с заявлением об его исчезновении. В порядке ст. 144 «Сообщение о преступлении» и ст. 145 «Принятие решения по сообщению о преступлении» УПК РФ была начата проверка. «По результатам проверки сотрудники следственного отдела должны принять решение о возбуждении уголовного дела по заявлению об исчезновении Михаила Соколова не позднее начала следующей недели. Если подтвердится факт того, что в отношении него было совершено преступное действие, то, значит, будет возбуждено уголовное дело. Если не подтвердится, то, значит, будет отказано», — прокомментировала ситуацию Дорошенко.

Михаил Соколов является учредителем и генеральным директором ООО «Онега». Фирма занималась сбором денежных вкладов у населения. Договоры займа «Накопительный», с одной стороны, подписывал вкладчик, с другой стороны — Михаил Соколов. В соответствии с пп.1.2 п.1 договора заемщик брал на себя обязательства ежемесячно начислять на сумму вклада 4%. То есть это 48% годовых.

Вполне логично, что столь высокая процентная ставка сумела заинтересовать большое количество потенциальных вкладчиков. Со слов вкладчиков ООО «Онега», вклады принимались в сумме от 100 тыс. р. до 12 млн. р. от одного человека. Количество договоров исчисляется тысячами. И это при том, что уставный капитал ООО «Онега» составляет всего 9,71 млн. р. Соколов — единственный учредитель ООО «Онега». Но самое главное, что в перечне заявленных в момент регистрации ООО «Онега» видов отраслевой принадлежности по ОКВЭД нет ни одного вида деятельности, связанного с оказанием финансовых услуг. В качестве основного вида деятельности указано -«Прочая розничная торговля в специализированных магазинах». Учитывая все это, остается только удивляться, почему люди на протяжении почти 13 лет доверяли свои деньги фирме, у которой нет официальных подтверждений тому, что она может заниматься оказанием финансовых услуг.

Возможно, что скандал, разразившийся в Санкт-Петербурге вокруг финансовой пирамиды «Бизнес-клуб «РуБин», насторожил тольяттинских вкладчиков «Онеги». Люди поспешили вернуть деньги. Однако неожиданная пропажа Соколова заставила многих из них обратиться в милицию.

Миф о рейдерах

18 марта Автозаводским РУВД г. Тольятти было возбуждено уголовное дело в отношении Михаила Соколова по ст. 159 УК РФ «Мошенничество». Поводом послужили заявления граждан, посчитавших себя обманутыми вкладчиками ООО «Онега». К 20 марта в милицию с заявлениями обратилось уже более 200 человек. На этот момент уже осуществлялись следственные действия.

20 марта в офисе редакции «МК в Тольятти» была собрана пресс-конференция, посвященная исчезновению Соколова. На вопросы собравшихся отвечали главный редактор «МК в Тольятти» Татьяна Гузаева и главный редактор журнала «АвтоМеридиан» Виктор Бормотов. Учредителем обоих этих СМИ является ООО «Константа». Учредителем «Константы» является Михаил Соколов. Гузаева пыталась обратить внимание журналистов на якобы совершаемые милицией нарушения. «Мы считаем действия ОБЭПа незаконными и немотивированными, поскольку ГК «Онега» — не юридическое лицо. Соответственно, опечатывать офисы предприятий, просто потому что у них учредителем является Михаил Соколов, незаконно», — заявила Татьяна Гузаева. На пресс-конференции было озвучено, что обыски проводились с грубейшими нарушениями УПК. «Мы не знаем, может ли ОБЭП гарантировать сохранность изъятых документов, потому что они не перечислены в протоколе обыска», — сказала Гузаева.

Между тем ни в следственном управлении прокуратуры, ни в Автозаводском РУВД с этими заявлениями категорически не согласны. «На основании проверочного материала было принято решение о возбуждении уголовного дела по ст. 159 УК РФ. Начаты следственные действия. В ходе этой работы были опечатаны офисы фирм, учредителем которых выступал Соколов. Сейчас все выявленные объекты, принадлежащие Соколову, опечатаны и сданы на ответственное хранение охранным предприятиям, которые и прежде вели охрану компаний ГК «Онега»» — пояснила и.о. начальника отдела по расследованию преступлений в сфере экономики Автозаводского РУВД Марина Астафурова. Она также пояснила, для чего необходимо было сделать это очень оперативно: «Это было сделано в целях обеспечения возможных последующих гражданских исков. То есть если люди будут признаны потерпевшими, то сразу будут заявлены гражданские иски, с помощью которых они попытаются возместить свои потери. Они ведь вкладывали свои деньги. Вот для того чтобы было чем обеспечить эти иски, и проводится опечатка имущества».

Примечательно и то, что, как удалось выяснить правоохранителям, учет принимаемых у населения средств осуществлялся с некоторыми нарушениями. «Удивляет то, что «Онега» не оформляла приходники по полученным от граждан вкладам. С этим тоже предстоит разобраться», — отметила Астафурова. У Гузаевой свое мнение по поводу методов работы Соколова: «Соколов человек очень порядочный. Деньги приносились под его честное слово. Его честное слово стоит очень дорого».

Помимо этого, Гузаевой высказывалось, что против ГК «Онега» попросту начаты рейдерские действия. Причем этого мнения предпочитают придерживаются и другие сотрудники подконтрольных Соколову компаний. Однако в этом случае совершенно непонятен мотив мифических рейдеров. По сути, ГК «Онега» — это юридически неоформленное объединение компаний, в которых Соколов является учредителем. Таких фирм, по разным оценкам, насчитывается от 18 до 26. Практически все они имеют минимальный уставный капитал, определенный законодательством, 10 тыс. р. Какими-либо имущественными активами они не владеют, располагаются в основной массе на арендованных площадях. При этом общеизвестно, что рейдеры предпочитают захват компаний, владеющих серьезным имущественным комплексом.

В случае же с «Онегой» любой рейдер будет рисковать стать владельцем огромного количества долговых обязательств и необходимости расплачиваться с вкладчиками.

Учитывая все это, можно сделать предположение, что сегодняшние действия подконтрольного Соколову СМИ «МК в Тольятти» есть не что иное, как попытка организовать информационную вакцинацию против своих же вкладчиков, убедить их в том, что все по-прежнему под контролем.

Старые методы

Стоит напомнить, что это далеко не первый случай, когда бизнесмен, работающий с деньгами населения, берется содержать СМИ. Крах известной тольяттинской финансовой пирамиды «Никольская» тоже сопровождался массированной пиар-кампанией, развернутой собственным СМИ. В тот период выпускалась одноименная газета «Никольская». В ней главным образом шла речь о том, что определенные структуры намеренно спровоцировали вокруг «Никольской» ажиотаж среди вкладчиков. По мнению авторов газеты, там тоже якобы случалась борьба за некие производственные активы компании. Где они, эти активы, сегодня — никто не знает.

Говоря о перспективах дальнейшего выхода «МК в Тольятти», генеральный директор ООО «Константа» Геннадий Тюриков заявил: «Я не могу сейчас говорить о перспективах наших СМИ. Сейчас у нас все кабинеты опечатаны. Если нам центральное издание «Московского комсомольца» в данной ситуации не поможет, то я не могу гарантировать в этих условиях работу нашего издания». Как стало известно «Хронографу», московская редакция отказалась от финансирования тольяттинской редакции.

Что касается продолжающихся следственных действий, то правоохранителям еще предстоит многое. «Сейчас также направлены нами запросы во все банки, где могли находиться привлеченные «Онегой» деньги. Запрошен мониторинг по Соколову и руководителям фирм на предмет наличия у них банковских счетов как в России, так и за рубежом. Как только будут получены ответы от банков, мы сможем говорить о том, чем располагают фирмы», -отметила Марина Астафурова. Стоит отметить, что Соколов активно работал с местными банками. Так, например, на договорах займа в своих реквизитах он предпочитал указывать счет в ОАО «Национальный торговый банк».