Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №5 (220) | 11 февраля 2008г.
 

Прощай, Украина!

Ан-140 становится полностью российским продуктом

Иван Григорьев

На прошлой неделе в Киеве председатель совета директоров ОАО «Самарский завод «Авиакор» Игорь ГАРИВАДСКИЙ договорился с АНТК им. Антонова о «русификации» Ан-140 и приобретении исключительных прав на производство этого самолета в Самаре. Эксперты не нашли в оформлении развода с украинской стороной личных мотивов, считая, что участники соглашения предпочли соблюдать коммерческие интересы друг друга при ведении раздельного бизнеса.

На прошлой неделе стало известно, что самарский авиационный завод «Авиакор», входящий в холдинг «Русские машины», намерен разорвать отношения со своими украинскими партнерами, чтобы взять весь производственный цикл Ан-140 под свой контроль. Напомним, что в планы Авиакора входит самостоятельный выпуск до 2010 г. 40 таких самолетов, причем портфель заказов на эту модель внутри России сформирован уже полностью.

В пресс-службе «Русских машин» назвали предстоящий разрыв «слухами, распускаемыми украинскими коллегами, чтобы дестабилизировать процесс переговоров». «В Киеве и Харькове испугались, что мы перенесем все производство самолетов в Самару и решили поднять волнения по этому поводу», — заявил источник «Хронографа» на авиационном заводе.

Впрочем, чуть позже в «Русских машинах» все-таки признали факт срочной командировки Игоря Гаривадского в Киев. Директор холдинга по авиастроительному бизнесу улетел договариваться о переводе производства оставшихся деталей и агрегатов Ан-140 из Украины в Самару, а также для подписания принципиального соглашения о производстве новой модификации самолета Ан-140 — Ан-140-500 на мощностях Авиакора с правом внесения изменений в конструкцию самолета и его дальнейшей модернизации. Сейчас права на разработку и конструирование Ан-140 принадлежат киевскому КБ, а серийным производством самолета занимаются сразу несколько заводов: самарский Авиакор, харьковский ГАПП и иранское предприятие HESA.

Внутри этого самолетостроительного куста и случились трения экономического характера. Источник «Хронографа» подтвердил, что топ-менеджеры Авиакора готовятся к сворачиванию своего сотрудничества с харьковским предприятием. Существующая производственная кооперация не отвечает требованиям большинства российских заказчиков самолета: их не удовлетворяет тот факт, что АН-140 не производится в Самаре полностью. Чтобы решить эту проблему, Авиакору необходимо освоить серийное производство ряда агрегатов, которые пока поставляются из Украины.

С АНТК им. Антонова возникли проблемы при утверждении статуса Ан-140. Дело в том, что производством и продажей самолета занимается Авиакор. Самарцы планируют создать собственный конструкторский отдел, необходимую разрешительную документацию на это Авиакор уже получил, встретив, правда, сопротивление со стороны киевлян. В пятницу договор на разработку новой модификации Ан-140 все-таки был подписан. В создании модели Ан-140-500 активное участие примут специалисты КБ Авиакора.

Однако в рамках соглашения Авиакор не только сохранит существующую систему взаимодействия с КБ Антонова, но и будет вести ряд совместных проектов по нескольким направлениям, в частности создание новой пассажирской модификации самолета Ан-140, а также грузовых и специальных версий этого самолета. «Соответствующие соглашения готовятся к подписанию в настоящий момент, поэтому Игорь Гаривадский задержится в Киеве», — сообщили «Хронографу» в пресс-службе «Русских машин».

Директор отраслевого аналитического агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев уверен, что никакого конфликта между предприятиями нет. «По части ХГАПП могу сообщить, -говорит эксперт, — что до недавнего времени налогом облагались и комплектующие, идущие на Авиакор из Харькова, и готовая продукция — самолеты Ан-140, сходящие со стапелей в Самаре. Такой двойной режим налогообложения, естественно, раздражал «Русские машины». Тем более что харьковский завод сейчас находится в нелучшем состоянии и по совокупности обстоятельств производство ряда комплектующих для Ан-140 выгоднее развивать в Самаре». «Не исключено, что по прошествии некоторого времени Авиакор выйдет на производство Ан-140 с хорошими показателями и вернется к сотрудничеству с ХГАПП, — говорит Пантелеев. — Поэтому нынешняя ситуация не стратегическое решение, а скорее некоторая тактическая перегруппировка предпочтений».

Что касается разработки новой «русифицированной» модификации Ан-140-500, то, по информации Пантелеева, право интеллектуальной собственности на этот самолет после прохождения процедуры сертификации приобретет Авиакор. «Получив право на этот самолет, Авиакор развяжет себе руки на случай возникновения трений политического характера с Украиной, — считает эксперт. — При этом Киев тоже страхуется: Авиакор, обладающий всей конструкторской документацией и правами на самолет, в любом случае будет делать отчисления (royalty) в пользу разработчика — АНТК им. Антонова, т. е. взаимные коммерческие интересы сторон здесь полностью соблюдены».