Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (218) | 28 января 2008г.
 

Питерские идут

Тольяттинский FM-диапазон ждут значительные изменения

Андрей Ельченко

15 января генеральный директор ООО «Европа плюс Самара» Борис ФРАДКОВ (на фото) подписал договор на использование программных продуктов «Дорожное радио» и «Радио Ваня» на самарской и тольяттинской радиочастотах ООО «Европа плюс Самара». Эти радиопрограммы вытеснят из эфира радио Maximum. Помимо этого на тольяттинской радиочастоте 99,4 МГц ожидается выход в эфир «Дорожного радио».

По максимуму

102,7 МГц — одна из старейших радиочастот, эксплуатирующихся в Тольятти. Лицензией на осуществление радиовещания на ней обладает самарское ООО «Европа плюс Самара», обладающее также лицензией на радиовещание в Самаре на радиочастоте 106,1 МГц. Бессменным генеральным директором ООО «Европа плюс Самара» является Борис Фрадков. До 1 января 2005 г. на этих волнах шла ретрансляция первой негосударственной столичной радиостанции «Европа плюс». С 2005 г. на смену «Европе плюс» пришло радио Maximum, использующее в качестве музыкальной основы новую иностранную и отечественную рок-музыку. Поводом к смене концепции вещания с «Европы плюс» на Maximum послужил конфликт между Борисом Фрадковым и президентом Европейской медиагруппы (ЕМГ) Жоржем Полински, следствием которого стало получение ЕМГ в декабре 2004 г. собственной частоты 91,3 МГц для вещания «Европы плюс» в Тольятти. Спустя три года с начала эксплуатации радио Maximum первый негосударственный вещатель Самарской обл. Фрадков принял решение о дальнейшей нецелесообразности использования этого контента. Причиной тому послужили не удовлетворяющие учредителей ООО «Европа плюс Самара» финансовые показатели деятельности радиостанций. Аудитория радио Maximum сформировалась молодой, лояльной, потребительски активной, но небольшой. Эффективно продавать ее внимание рекламодателям оказалось для Фрадкова нереальным.

19 декабря 2007 г. на заседании Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию было принято решение рекомендовать Россвязьохранкультуры переоформить обе лицензии ООО «Европаплюс Самара». При этом если в Самаре на 106,1 МГц вместо Maximum будет заведен санкт-петербургский «Навигатор — дорожное радио», то в Тольятти на 102,7 МГц появится «Радио Ваня». Оба этих программных продукта выпускает одна и та же санкт-петербургская медиагруппа «Центр новых технологий», тесно аффилированная с замминистра культуры и массовых коммуникаций Леонидом Надировым, который с лета 2004 г. по декабрь 2007 г. являлся также председателем ФКК. На этом договоренности между питерскими радийщиками и Фрадковым не завершились. В начале минувшей недели вице-президент по развитию Центра новых технологий Сергей Ямщиков подписал с Фрадковым договор о передаче ему прав управления тольяттинской радиочастотой 99,4 МГц. Конкурс на эту радиочастоту в августе 2006 г. был выигран непосредственно учредителем СМИ «Навигатор — дорожное радио» ООО «Центр новых технологий». В настоящее время процедура оформления необходимых для радиовещания разрешительных документов вступила в стадию получения разрешения на использование радиочастоты.

В доску свой

«Навигатор — дорожное радио» (сокращенно «Дорожное радио») начало свое вещание в июле 2003 г. в г. Кириши Ленинградской обл. В Санкт-Петербурге «Дорожное» вещает с мая 2005 г. Благодаря поддержке ФКК это радио начало высокими темпами формировать региональную сеть вещания, составляющую на сегодня порядка 30 крупных городов России. Музыкальная составляющая вещания представлена преимущественно отечественной музыкой 70-80-х гг., преобладает спокойная, уравновешенная музыка. В эфире присутствуют новостные выпуски, но при этом, в отличие от «Авторадио», нет выраженного акцента на городскую информацию для водителей, например, на сообщения о пробках. «Дорожное радио» рассчитано на людей, находящихся в пути, в состоянии движения, — сообщил корреспонденту «Хронографа» Сергей Ямщиков, -на людей, передвигающихся в автомобилях, автобусах, поездах, теплоходах». Ожидаемая целевая аудитория «Дорожного радио» — мужчины и женщины от 45 лет и старше.

«Ваня» в Тольятти

«Радио Ваня» — еще один программный продукт (помимо «Дорожного радио» и «Радио Хит») Центра новых технологий. В настоящее время «Ваня» вещает в Северной столице в тестовом режиме на основании временного разрешения на вещание с использованием маломощного передатчика (500 Вт). Этот контент значительно отличается от других радиопрограмм, вещаемых в России. Его основу составляет пикантная разухабистая музыка для средней возрастной прослойки. Эфирные слоганы радиостанции «в доску свой, в стельку наш», «чисто чтобы поржать» и др. подчеркивают стилевую направленность этой радиопрограммы. По- видимому, создатели «Радио Ваня» делают акцент на эпатаж аудитории. Тольятти окажется первым из крупных городов России, где это радио станет вещать по надлежащим образом оформленной лицензии.

Если говорить о перспективах завоевания аудитории и доли рекламного рынка, то наибольшие перспективы имеет вещание «Дорожного радио» в губернской столице. Естественный конкурент «Дорожного» «Авторадио» не пользуется в Самаре успехом у радиослушателей. По данным ИК Arbalet, за период август-ноябрь 2007 г. «Авторадио» занимает в Самаре лишь 16-е место среди 18 вещающих в наземном эфире радиостанций с ежедневной аудиторией менее 10 тыс. радиослушателей. Скорее всего, это связано с маломощной частотой (500 Вт), используемой для вещания самарского «Авторадио». В Тольятти «Дорожному» будет сложнее бороться за симпатии радиослушателей, т. к. «Авторадио» лидирует в Автограде с большим отрывом от конкурентов (порядка 65 тыс. чел. ежедневной аудитории). Рейтинговый потенциал «Радио Ваня» является загадкой для всех участников рынка. Продукт может как выстрелить, так и стать узконишевой радиостанцией, не превышающей по объему аудитории радио Maximum.

Участники событий делают различные прогнозы о перспективах завоевания аудитории. Борис Фрадков сообщил «Хронографу», что убежден в достижении «Дорожным радио» первого места по совокупному объему аудитории в Самаре до конца 2008 г. Сергей Ямщиков прогнозирует первое место для «Дорожного» не только в Самаре, но и в Тольятти, несмотря на полное доминирование в Автограде «Авторадио». Также г-н Ямщиков прогнозирует попадание в пятерку лидеров предпочтений тольяттинцев «Радио Ваня». Представитель Фрадкова в Тольятти Дмитрий Данильченко, которому предстоит непосредственно заниматься реализацией рекламных возможностей «Навигатора — дорожного радио» и «Радио Ваня» в Тольятти, более осторожен в оценках. По его словам, в течение 2008 г. реально вхождение новых программных продуктов в пятерку лидеров по совокупному объему среднесуточной аудитории.