Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (218) | 28 января 2008г.
 

Лед встал, работа кипит

ОАО «Порт Тольятти» готовится к навигации-2008

Борис Кротов

В 2007 г. участок эксплуатации и ремонта флота стал рентабельным. В 2008 г. начнется очередная навигация, и в преддверии нее руководство ОАО «Порт Тольятти» ставит перед своим коллективом ответственную задачу сделать все направления работы порта рентабельными. Анализ итогов навигации 2007 г. говорит о том, что эта задача выполнимая.

В преддверии навигации-2008 Порт Тольятти проводит обширную кампанию по ремонту флота и кранового хозяйства. На сегодняшний момент заканчиваются отпуска и каждый экипаж выходит на ремонт своих судов. В настоящий момент большой капитально-восстановительный ремонт ведется на плавкране №174. Земснаряд «Портовая-525» и теплоход «ОТ-830» находятся на плановом слиповании, скоро начнется модернизация дизель-электрохода «Шлюзовой-120». Модернизация включает в себя замену главных двигателей на более современные и экономичные. Подготовку к ремонту начали еще в 2007 г., когда были утверждены все ремонтные и дефектные ведомости, утвержден также перечень мероприятий по текущему ремонту флота и кранового хозяйства. Столь тщательная подготовка позволяет исключить непредвиденные ситуации в процессе ремонта и выдержать все сроки ввода флота в эксплуатацию. В ОАО «Порт Тольятти» второй год реализовывается программа модернизации судов с заменой главных двигателей. Это дает существенную экономию топлива и масла. Специалисты порта подсчитали, что в данном случае новый двигатель из-за экономии ГСМ окупается за полтора года. Правда, пока Порт Тольятти имеет возможность модернизировать не более одного судна в год. Сейчас на ремонт судов и кранового хозяйства приходится порядка 20-25% всех расходов, однако по мере модернизации они сокращаются.

Перенимая практику морского флота, речники постепенно переходят на импортные лакокрасочные покрытия для корпусов судов. «Несмотря на то что они дороже уже применяемых в три раза, опыт показывает, что их использование позволяет практически исключить замену наружной обшивки корпуса судна. Использование подобных технологий вполне оправданно, поскольку замена металла обойдется в несколько раз дороже», — комментирует начальник участка эксплуатации и ремонта флота Павел Королев.

Вообще любое направление, будь то ремонт судов, кранового хозяйства или же дальнейшие инвестиции в развитие ОАО «Порт Тольятти», во многом будет зависеть от позиции основного акционера — ОАО «КуйбышевАзот». Корпорация «КуйбышевАзот» и ранее неоднократно поддерживала портовиков. Впрочем, порт намерен выйти на уровень рентабельности в 2008 г., не прибегая к особым заимствованиям. Для этого на предприятии есть целая система оптимизации производственных расходов. Так, например, порядка 30% средств, сэкономленных на горючем, руководство Порта Тольятти выплачивает в качестве премий тем сотрудникам, которые, собственно, горючее и сэкономили. Кроме того, средства GPS-навигации, установленные на судах, помогут добиться максимальной эффективности от работы каждого судна.

Запланированные в прошлом году показатели работниками ООО «Порт Тольятти» достигнуты. Переработка грузов составила 103% от плана, перевозка — 116% от запланированного.

Одно из основных направлений деятельности — добыча песка — составила 107% от того, что планировалось. Это неплохие показатели. Кроме того, в ОАО «Порт Тольятти» было освоено новое направление деятельности — перегрузка цемента.

Впервые участок эксплуатации и ремонта флота, а именно он занимается грузовыми перевозками, стал рентабельным. «Хитрость предельно простая. Мы нашли вариант с обратной загрузкой наших судов. Мы постепенно становимся узнаваемыми на рынке, поэтому к нам тянутся наши деловые партнеры. Но самое главное, нам удалось снизить расходную часть», — комментирует результат начальник порта Игорь Орехов.

Одним из крупнейших проектов, к реализации которых готовится Самарская обл., становится создание мультимодального контейнерного терминала. С этой целью в 2007 г. в Самарскую обл. приезжал министр транспорта, связи и автомобильных дорог РФ Игорь Левитин, посетивший в ходе визита и Порт Тольятти. Пока еще идут споры о том, что наиболее приоритетно — создавать товарные потоки и впоследствии формировать под эти потоки соответствующую транспортную и логистическую инфраструктуру, либо сначала заниматься строительством логистического терминала и только потом формировать под него транспортные потоки. Между тем, пока идут эти в большей степени организационные споры, Порт Тольятти постепенно готовится к тому, чтобы органично войти в новую структуру в качестве одного из основных элементов. По словам директора -начальника порта Игоря Орехова, в порту ежедневно находится под обработкой 50-60 крупных контейнеров. Появилась техническая возможность обработки 40-футовых контейнеров. Игорь Орехов отмечает, что в ближайшем будущем порт не должен заниматься складированием и хранением грузов, а в большей степени сосредоточиться на обработке и перевозке грузов. Это в полной мере будет возможно после завершения строительства контейнерного терминала.

Помимо реорганизации деятельности ОАО «Порт Тольятти» нашло новые подходы к организации пассажирских перевозок. В принципе, пассажирские перевозки для предприятия являются убыточными, однако туристические рейсы уже приносят ОАО «Порт Тольятти» прибыль. В настоящий момент в числе туристических перевозок активно осваивается направление на с. Ширяево, в дом-усадьбу И. Репина. Это направление пользуется спросом, и, более того, этот спрос постоянно растет, по мере роста интереса к рекреационным ресурсам Самарской обл. В порту отмечают, что это далеко не единственное направление, которое может приносить доход. Прогулочные и туристические рейсы дают Порту Тольятти прибыль, для того чтобы покрывать убытки от пассажирских перевозок. В прошлом году Порт Тольятти получил разного рода дотаций на 4,5 млн. р., однако ему пока приходится покрывать убытки за счет своей основной деятельности. А вообще на пассажирских перевозках Порт Тольятти в 2007 г. смог заработать 24 млн. р. 5 млн. р. предприятию не хватило для того, чтобы сделать этот вид деятельности полностью рентабельным.

Если говорить о реализации столь масштабных проектов, то здесь упор в первую очередь делается на кадровый потенциал. Как отмечает руководитель кадровой службы Борис Гринько, «это как раз тот случай, когда кадры решают все». Без своевременного и качественно произведенного ремонта деятельность порта будет невозможной. А это во многом зависит от добросовестности и ответственности персонала. Со своей стороны предприятие идет на все, чтобы привлечь высококвалифицированных специалистов и удержать их. Кроме того, предприятие способствует обучению таким специальностям, как судовождение и обслуживание судовых механизмов, организуются курсы новых профессий: крановщик портального крана, слесарь по ремонту ПРМ, стропальщик. Порт ежегодно проводит обучение молодых людей в Самарском речном техникуме и филиале Волжской государственной академии водного транспорта, а также в школе командного состава флота. Кстати, самому молодому капитану в Тольяттинском речном порту в 2008 г. исполняется 25 лет. Иными словами, карьерный рост в данном случае не миф, а реальность. По данным ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта, Порт Тольятти по укомплектованности кадрами берегового состава стоит на первом месте — 96%, по флоту — 87,7%. В деле привлечения людей на работу Порт Тольятти делает акцент на социальную политику. Средняя заработная плата работников составляет 12 тыс. р., более того, она ежегодно индексируется на 12-14%, что предусмотрено коллективным договором. Существует ряд бонусов, стимулирующих профессиональные качества работников. Выделяются средства на оздоровление работников в санаторно-курортных учреждениях. Порт Тольятти постоянно работает над тем, чтобы повысить уровень социальной защиты работников. И сегодня, перед началом навигации-2008, порт ведет прием на работу профессионалов, владеющих речными специальностями, докеров, машинистов портальных и плавучих кранов, механизаторов и просто крепких людей, любящих Волгу.

Расширение всех сфер деятельности порта на иногородних направлениях сложно назвать конкуренцией тем портам, которые находятся в других регионах России. Суда «Порт Тольятти» поставляют грузы, потребность в которых существует за пределами Самарской обл.: продукцию базового предприятия КуйбышевАзота, металлолом, песок, щебень. В порт суда идут с обратной дозагрузкой — например, гипсовый камень. Конкурентная борьба возникает в основном на территории Самарской обл. Однако, как отмечает Игорь Орехов, рынок — структура саморегулирующаяся, и если неоправданно завышать тарифы на пассажирские и грузовые перевозки, то можно разориться, поскольку на территории области существует достаточно большое количество альтернативных перевозчиков. Не следует списывать со счетов и железную дорогу, которая представляет для порта серьезную конкуренцию. Еще совсем недавно ОАО «Порт Тольятти» находился в списке монополистов-перевозчиков. Т. е. тарифное ценообразование находилось под дополнительным контролем федеральной антимонопольной службы. Сейчас руководству порта удалось добиться исключения своего предприятия из списков монополистов, что позволит вести более гибкое ценообразование на транспортные услуги и, соответственно, повысит конкурентоспособность предприятия.