Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (218) | 28 января 2008г.
 

Дойти до проходной

Партнеры АВТОВАЗа не смогли организовать доставку работников до предприятия

Антон Здобнов

24 января в связи со сложными метеоусловиями рабочие АВТОВАЗа с трудом смогли добраться до своих рабочих мест. В результате была почти парализована работа главного конвейера и ряда подразделений предприятия. Процесс поисков виновных только начался, но очевидно, что все просчеты могут быть использованы в предвыборной борьбе против вазовского кандидата.

В четверг работники первой смены предприятия, по обыкновению вышедшие на остановки общественного транспорта в 6-7 утра, так и не смогли дождаться автобусов и троллейбусов. По свидетельствам очевидцев, на остановках собиралось до тысячи человек. Немногие вазовцы рискнули отважиться на прогул, и в большинстве своем заводчане продолжили попытки добраться до своих рабочих мест. На городских маршрутах они следовали до Южного шоссе и далее, сквозь заносы, совершали марш-броски до своих производств. Многим, впрочем, так и не удалось реализовать свое право на труд. По информации источников «Хронографа», в числе вынужденных прогульщиков оказался даже президент ООО «Группа АВТОВАЗ» Борис Алешин. Его кортеж якобы долго не мог выехать из резиденции в зеленой зоне.

По сообщениям корпоративных СМИ автогиганта, «рабочим не удалось выполнить производственный план». Кроме того, руководство завода приняло решение об отмене работы главного конвейера во вторую смену 24 января. Попытки найти виновных в сложившейся ситуации ни к чему не привели.

Функционирование вазовских маршрутов находится в ведении ОАО «Регионавтотранс-Тольятти» (РАТТ), имеющего договор с предприятием.

По словам технического директора ОАО «РАТТ» Николая Макарова, в договоре, в частности, прописано, что в случае возникновения экстренных метеоусловий и сложной ситуации на дорогах перевозчик не несет ответственности за доставку рабочих. При этом расчистка подъездных путей к южной и северной сторонам завода по договору с АВТОВАЗом осуществляет ООО «АВТ-Дорстрой».

По словам первого заместителя генерального директора ООО «АВТ-Дорстрой» Василия Токмакова, компания выполнила свои обязанности и вину за сложившуюся ситуацию возлагает на РАТТ и коммунальные службы мэрии: «Мы все расчистили. Нам выразили благодарность на АВТОВАЗе. Пушков сказал на совещании, что это городские власти не выполнили свои обязанности». Николай Макаров в комментарии корреспонденту «Хронографа» парировал версию Токмакова: «Брехня чистой воды. Была прочищена только одна полоса в сторону города. Дорстрой не чистил как следует, у него работало всего 2 или 3 единицы техники. Мы технику выпустили, но она не дошла до завода. Со стороны АВТОВАЗа к нам никаких претензий нет». Единственное, в чем сошлись Токмаков и Макаров, так это в критической оценке действий городских коммунальщиков. Хотя примечательно, что на вазовских маршрутах транспорт не курсировал, в отличие от маршрутов городских.

Так или иначе, в крайне щепетильном положении оказалось руководство АВТОВАЗа, которому надо было как-то оправдаться перед рабочими, вынужденными идти пешком от Южного шоссе до своих производств. Ситуация еще больше накалилась, когда к середине дня 24 января на заводе поползли слухи о якобы готовящихся мерах по взысканиям в отношении «опоздавших» работников.

Интересно, что сложившаяся ситуация вполне могла быть спровоцирована оппонентами АВТОВАЗа по выборам мэра Тольятти. В этой связи стоит напомнить, что «АВТ-Дорстрой» имеет отчетливую связь с Группой «СОК». Напомним, в 2005 г. к управлению ОАО «АвтоВазТранс» (АВТ) пришли менеджеры СОКа, которые якобы в рамках оптимизации вывели спецтехнику, предназначенную для обслуживания подъездных магистралей АВТОВАЗа, на баланс компании «АВТ-Дорстрой», которая и заключила с автогигантом договор на обслуживание подъездных магистралей завода. Связь АВТ-Дорстроя с Группой «СОК» можно проследить через ряд аффилированных структур, например, ООО «СОК-Автомотив». Стоит отметить, что у СОКа есть свой интерес в предвыборной борьбе за пост мэра Тольятти (см. «Хронограф» №2 (217) от 21.01.08).

Надо отметить, что менеджменту АВТОВАЗа все же достаточно оперативно удалось стабилизировать ситуацию, хотя руководство завода можно упрекнуть в недостаточной скорости оповещения заводчан о сложившейся ситуации. Примечательно и то, что на состоявшемся совещании заявление о необходимости поощрения работников, все же добравшихся до завода, сделал главный инженер предприятия, кандидат в мэры Тольятти Анатолий Пушков: «Руководством завода рассматривается возможность разового премирования работников предприятия за поддержание деятельности завода в чрезвычайной ситуации. Это предложение поддержано президентом Группы «АВТОВАЗ» Борисом Алешиным». Позже появилась информация о решении выплатить премии по 500 р. за каждую отработанную смену 23 и 24 января.