Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (218) | 28 января 2008г.
 

Театр в автономном плавании

Самарский театр оперы и балета может поменять форму собственности

Алеся Чурсаева

Наступивший год для работников Самарского государственного академического театра оперы и балета начался с неприятной «премьеры». Информация о том, что самое большое учреждение культуры может сменить форму собственности, моментально всколыхнула общественность. Но до сих пор ни представители Министерства культуры, ни руководство театра по этому поводу не дали официальных комментариев.

Проклятое место

Все неприятности, свалившиеся в последнее время на театр, многие считают следствием обветшания здания театра. Оно было воздвигнуто в прошлом веке на месте разрушенного православного собора, а на данный момент в нем идет реконструкция, которую можно назвать стройкой века. Потусторонние силы в театре замечены не были, а вот тайн вокруг данного учреждения культуры действительно предостаточно. Впрочем, именно информация, хранящаяся за семью печатями, и стала поводом для слухов о возможном преобразовании театра в автономное учреждение.

Напомним, уже два года в театре идет глобальная реконструкция. В условиях капитального ремонта коллективу приходится нелегко. Спектакли играются редко, и многим артистам приходится крутиться в поисках заработка. Однако в этой сложнейшей ситуации всего за два года по инициативе министра культуры Ольги Рыбаковой в театре произошло три смены руководителей и каждый раз должность руководителя имела новое наименование. Каждый новый назначенец переделывает устав театра, перетасовывает должности и начинает новые реформы. С сентября 2007 г. художественным руководителем театра является Михаил Губский, который в одном из своих интервью сказал, что теперь у театра появилась еще одна задача — зарабатывать деньги. Такая задача, вполне естественно, может привести к тому, что театр превратится в коммерческую структуру. А зарабатывать действительно немалые деньги и, главное, распоряжаться ими самостоятельно может позволить только форма автономного учреждения. Вот только деньги появятся не от продажи билетов на спектакли, а от аренды помещения и гастролей в театре эстрадных певцов. Аббревиатура автономного учреждения (АУ) может стать наречием с его прямым значением поиска: АУ, где премьеры, АУ, где спектакли?!

Палка о двух концах

Стоит отметить, что нет ничего криминального в преобразовании государственных учреждений культуры в автономные. Это может произойти по решению учредителя, но и, как указано в законе об АУ, с согласия коллектива.

В ноябре 2006 г. Госдума приняла данный правительственный законопроект, а в январе 2007 г. он вступил в силу. Согласно этому документу все учреждения культуры могут оставаться государственными или стать АУ. В первом случае все они будут финансироваться из бюджета и каждая копейка от расходов и доходов не ускользнет от пристального контроля казначейства. Перед театрами будет стоять главная и единственная задача — сохранять культурное наследие и повышать нравственный потенциал зрителя. Во втором случае учреждения культуры получают свободу. Но о полной феодальной власти директоров говорить не приходится. Тот же театр все равно обязан будет ставить спектакли. Другой вопрос, в каком количестве и качестве. В том же здании театра в камерном зале может идти спектакль, а в большом зале, например, выступать группа «Тагу». Или вообще в этом зале на время могут разместиться ночной клуб и казино. Однако главное опасение потерять театр состоит даже не в этом, а в том, что, в случае если автономный театр вдруг становится банкротом, его могут пустить с молотка.

АУ, а в ответ — тишина

Насколько существенна вероятность, что Самарский академический театр может сменить форму собственности, сказать сложно. Добиться официального ответа от художественного руководителя театра Михаила Губского и министра культуры Ольги Рыбаковой оказалось невозможно. Коллектив театра расколот на две части. Первая, в числе которой и народные артисты, серьезно опасается, что преобразование грядет и все это делается под грифом «секретно», что уже противоречит закону об автономных учреждениях. Вторая часть уходит от ответов на этот вопрос. Единственный, кто сказал уверенное «нет» газете «Хронограф», что информация о смене формы не имеет под собой никаких оснований, это новый начальник по связям с общественностью театра Татьяна Суслова. Однако экс-специалист по связям с общественностью театра Оксана Горбай, которая два месяца находится на больничном, не была столь категорична в своих комментариях. Она подтвердила, что часть коллектива действительно считает, что театр находится под угрозой и слухи небезосновательны. Более того, группа активистов, которая не желает преобразований, даже написала письмо на имя президента Владимира Путина, в котором подробно изложено, что сейчас происходит в театре и об опасениях относительно его будущего.

Надо отметить, что «Хронографу» все-таки удалось получить от Министерства культуры один ответ на ряд вопросов. Информацию о смене собственника назвали полной чушью и даже раскрыли причину этих домыслов. Якобы ряд артистов ни на шутку боится предстоящей аттестации, которая должна выявить степень их мастерства. Аттестация покажет, кто истинный профессионал сцены, а кто банальная посредственность. Любопытно, что источник, высказавший эту точку зрения, пожелал остаться анонимным. И здесь возникает вопрос: если Министерство культуры в лице Ольги Рыбаковой действительно даже думать не думало ни о каких преобразованиях, зачем тогда эта таинственная секретность? А вот председатель Самарского отделения Союза театральных деятелей (СТД) России, заслуженный артист России Владимир Гальченко вообще удивлен возникшей паникой и пояснил:

- Даже при преобразовании театра в автономное учреждение согласно федеральному закону «О театре» в обязанности государства остается делать театру госзаказы. А значит, госфинансирование не прекратится.

На конкретный вопрос, в курсе ли он как председатель СТД официальных намерений Министерства культуры о преобразовании театра оперы и балета в АУ, Гальченко ответил, что не в курсе. Хотя не скрывал своих симпатий к Ольге Рыбаковой как министру и своего хорошего к ней отношения. Также Гальченко отметил, что вообще странно, что слухи эти ходят только вокруг театра оперы и балета, а не вокруг какого-либо другого учреждения культуры, намекая на то, что некоторые артисты себя некорректно ведут.

Тайна смены собственности театра не единственная. Настоящей проблемой оказалось выяснить, когда же закончится реконструкция здания, какая фирма производит реконструкцию и во сколько обходятся эти хлопоты для налогоплательщиков. На здании до сих пор нет таблички, что за подрядчик осуществляет госзаказ. В театре понятия не имеют, кто приводит в порядок их здание. И даже анонимный источник из Министерства культуры затруднился назвать фирму, кому же они платят за реконструкцию деньги из наших налогов.