Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (218) | 28 января 2008г.
 

Казанская альтернатива

В ожидании нового мэра Владлен Кабанов готовит транспортную реорганизацию

Евгений Сямин

21 января на аппаратном совещании в мэрии начальник транспортного управления Владлен КАБАНОВ (на фото) рассказал присутствующим об итогах своей поездки в Казань. Результатом этой командировки может стать полная реорганизация пассажирских перевозок в Тольятти на примере татарских соседей. Горожанам эта идея преподнесена накануне выборов. Эксперты «Хронографа» склонны полагать, что это не случайно: нынешняя инициатива начальника транспортного управления похожа на попытку сохранить свое место при новом мэре.

Альтернативные перевозки в Тольятти начались задолго до вступления Кабанова в должность руководителя транспортного управления мэрии — еще в 1998 г. На тот момент решение о запуске коммерческих «газелей» было оптимальным. Городской автобусный и троллейбусный парк требовал существенной модернизации и доукомплектации, а потому не справлялся с объемом пассажиров. Альтернативщики быстро исправили ситуацию: по самым востребованным маршрутам были пущены пассажирские микроавтобусы. На тот момент зарегистрировать частное пассажирское предприятие было непросто: необходимо было предоставить документы о комплектации подвижным составом, штатными единицами, а также маршрут движения, графики движения «газелей» и многое другое. Мало того, на маршрутах нередко проводились проверки и нарушителей штрафовали или ограничивали объем перевозок.

Ввиду такой жесткой системы отбора и, как следствие, малого количества частных предприятий конкуренции между альтернативщиками не было. А потому не было и последствий такой конкуренции: привычных нам гонок на узких улицах, нарушений правил, частых аварий. В то время порядка 70% пассажирских перевозок осуществлял муниципальный транспорт, на долю маршруток оставляя лишь 30%.

Однако в 2002 году с приходом в транспортное управление нового начальника ситуация резко меняется. Менее чем за три года процентное соотношение меняется до наоборот: теперь уже 70% перевозок осуществляют альтернативные перевозчики. Многократно возрастает количество как самих маршрутов, так и машин на линии, причем, по признанию самих водителей, вразрез с зарегистрированным в паспорте количеством. Интервалы между «газелями» вместо экономически обоснованных 5-7 мин. сокращаются до 1-2 мин., и многие микроавтобусы за рейс везут всего по одному-два человека. Происходит это на фоне сокращения муниципальных маршрутов и ликвидации крупнейших автотранспортных предприятий города: ТПАТП-1 и автокомбината (ТПАТК). По словам директора ООО «Автовокзал-Сервис» и Тольятти-Автотранса Владимира Леванова, такое засилье частных перевозчиков могло произойти только при прямом содействии со стороны транспортного управления мэрии. В среде водителей автобусов появляются слухи, что начальник транспортного управления мэрии Владлен Кабанов является выдвиженцем конгломерата тольяттинских альтернативщиков для лоббирования их интересов. Этому трудно не верить, глядя на развитие ситуации в транспортной области.

Тем не менее в понедельник на аппаратном совещании в мэрии Владлен Алексеевич ошарашивает признанием о планах реализации в Тольятти казанской схемы пассажирских перевозок. Суть ее заключается в следующем: объединение всех АТП в одно. Однако в Тольятти это уже случилось: уцелело Автотранспортное предприятие №3, а остальные были ликвидированы. Конкурс среди частных перевозчиков на наличие автобусов средней и большой вместительности типа «Богдан». Внедрение карточек доступа и автопроверки, без которых перевозчики не будут иметь права выехать на дорогу. И, как следствие, уменьшение, а в дальнейшем и полное исчезновение альтернативных перевозчиков. Только таким образом, по словам Кабанова, муниципальному транспорту удастся стать прибыльным. Внедрить эту схему можно уже в ближайшее время, после принятия областного закона «О пассажирском автомобильном и городском наземном электрическом транспорте в Самарской области», подписание которого ожидается в середине февраля. Подобных феерических инициатив у Владлена Алексеевича было много. Достаточно вспомнить попытку разделения муниципального транспорта на социальный и коммерческий, попытку внедрения электронных проездных документов или попытку замены кондукторов турникетами. Все эти начинания были с трепетом и волнением встречены городским сообществом, но до сих пор не реализованы. Однако под данные проекты выделялись конкретные суммы из бюджетов различных уровней.

В этой связи весьма спорным кажется заявление Кабанова о создании в городе новой системы пассажирских перевозок, но не случайно оно было сделано накануне выборов мэра г. о. Тольятти. «Для чего в течение пяти лет давать полный карт-бланш альтернативщикам, чтобы затем полностью от них избавиться?» -задается вопросом компетентный источник в транспортной жизни города, пожелавший остаться неизвестным. Дело в том, что новый и эффективный проект реорганизации такой сложной области, как пассажирские перевозки, будет существенным подспорьем при объяснениях с новым градоначальником. Имея за плечами удачный опыт Казани, можно доказывать, что решение проблемы найдено и остается только переложить этот проект на тольяттинские реалии. Заново утвердившись на месте начальника транспортного управления, проект можно будет притормаживать, находя новые и новые причины для полной его отмены.

Таким образом будут защищены интересы приоритетной для нынешнего руководства транспортного управления мэрии группы альтернативных перевозчиков. А заодно под предлогом реализации нового проекта можно избавляться от конкурирующих предприятий, либо методом конкурсного отбора, либо множественными проверками и выявлениями нарушений.