Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (218) | 28 января 2008г.
 

Пушков – Иванов:

Политики от производства

Егор Кошеров

Связанные АВТОВАЗом, два этих человека долгое время находились по разные стороны баррикад. Один представлял заводской менеджмент, другой с этим менеджментом активно боролся. И тому и другому это помогло сделать неплохую карьеру. Однако если для Анатолия ИВАНОВА депутатство в Госдуме в общем-то итог, то для Анатолия ПУШКОВА его сегодняшняя должность главного инженера ОАО «АВТОВАЗ» в связи с выборами мэра Тольятти вполне может оказаться промежуточным этапом.

Факты

Анатолий Иванов стал известен в Тольятти благодаря деятельности возглавляемого им долгое время независимого профсоюза «Единство». До 1978 г., когда Иванов приехал в Тольятти, он успел поработать токарем и поучиться в Серпуховском высшем командно-инженерном военном училище. Судя по всему, не совсем задавшаяся карьера немало способствовала тому, что в начале перестройки будущий профбосс стал активно отстаивать права рабочих. Впрочем, этому способствовало и наступившее время демократических иллюзий. В 1990 г. на автозаводе был создан независимый профсоюз, получивший название «Единство», его лидером и стал Анатолий Иванов. Акции профсоюза, в том числе митинги и забастовки, переход к открытой конфронтации с руководством сделали Иванову имя и популярность, достаточные для того, чтобы в 1999 г. избраться в Госдуму РФ. На профсоюзном посту его заменил Петр Золотарев. Однако в дальнейшем их пути разошлись. Причиной, по-видимому, было то, что Золотареву очень хотелось повторить успех своего бывшего патрона. Именно этим во многом объясняется решение Петра Золотарева выдвинуться в 2004 г. на пост мэра Тольятти. Но Анатолий Иванов, тогда действующий депутат Госдумы, обратился к Золотареву через СМИ с требованием сложить кандидатские полномочия. Иванов посчитал, что профсоюзному лидеру лучше защищать права рабочих, чем заниматься политическими играми. Однако Золотарев не захотел внять совету и продолжил предвыборную борьбу, получив поддержку еще одного кандидата — депутата СГД Анатолия Степанова. Впрочем, как и предполагал Иванов, выборы Золотарев проиграл.

Анатолий Пушков родился 16 июня 1956 г. в г. Вильнюсе (Литва) в рабочей семье. Переехав в Тольятти, поступил и успешно закончил в 1978 г. Тольяттинский политехнический институт с дипломом инженера-механика. В этом же году он пришел работать на ВАЗ. Свою карьеру Пушков начал мастером цеха ремонта и обслуживания оснастки прессового производства. В дальнейшем он неуклонно поднимался вверх по карьерной лестнице. С каждой ее ступенькой круг его обязанностей расширялся. Приходилось решать не только чисто производственные вопросы, но и заниматься кадрами, экологией, энергоснабжением. По-видимому, Пушков решал их достаточно успешно.

В 2003 г. руководство приняло решение назначить его на должность директора по инженерно-технологическому обеспечению — главного инженера ОАО «АВТОВАЗ». Тем временем городское хозяйство и управление стали переживать нелучшие времена. Особенно это стало заметно в 2007 г., когда Тольятти оказался практически без власти. Естественной реакцией руководства АВТОВАЗа стало решение навести порядок и выдвинуть на должность мэра своего кандидата, которым и стал Анатолий Пушков. Ставка градообразующего предприятия была сделана на Пушкова не случайно. Причина этого не в партийной принадлежности и не в его электоральном потенциале, а прежде всего в том, что Пушков — грамотный профессионал.

Безусловно то, что на заводе Пушков своего потолка еще не достиг. Но понимание, что сейчас город не менее важен, чем завод, заставило его принять предложение АВТОВАЗа.

Мифы

Мифы вокруг Анатолия Иванова стали складываться еще тогда, когда он возглавлял независимый профсоюз. Чаще всего подвергались обсуждению его сложный характер и непомерная страсть к отстаиванию своих прав. Другим мифом, регулярно опровергаемым самим Ивановым, является пресловутый «квартирный» вопрос о московском жилье, испортивший репутацию не одному поли- тику. Утверждают, что его благополучное решение в пользу депутата Иванова и явилось той платформой, на которой Иванов окончательно примирился с властью. После чего ему уже ничего не мешало спокойно определиться с выбором партии. Партий, целиком поддерживающих политику президента, было две — СР и ЕР. Выбор был сделан в пользу ЕР, тем самым Анатолий Иванов идейно присоединился к Михаилу Шмакову — главе ФНПР. Немаловажным обстоятельством, укрепившим в дальнейшем позиции Иванова среди единороссов, послужила просьба тогдашнего самарского губернатора Константина Титова стать первым номером в списках ЕР (см. «Хронограф» №28 (193) от 23.07.07). До этого, по инициативе видного столичного депутата от ЕР Александра Хинштейна, Иванов чуть было не расстался с партийным билетом. Хинштейн, проводя поездку по регионам и прием обманутых дольщиков, посчитал тогда, что Иванов не только не помогал ему, но даже наоборот — вредил (см. «Хронограф» №28 (193) от 23.07.07).

Знающие Анатолия Иванова люди полагают, что с годами он все-таки преодолел в себе «дух протеста» и вполне уверенно принял все «правила игры». Кроме того, если судить по деятельности депутата Госдумы, утверждают, что ему сейчас совершенно не с руки поддерживать свой родной профсоюз. Акции «Единства» могут просто помешать ему как минимум в складывающихся отношениях с новым руководством завода. К этому относится информация, что Золотарев даже пообещал ему, что не станет снова выдвигаться на пост мэра. Данное обещание представляется вполне логичным. Как член ЕР Иванов оказался в одной команде с Пушковым и будет поддерживать именно его. По крайней мере этого требует партийная дисциплина. Если учесть, что сегодня эти слова приобрели для Иванова приоритетное значение, то можно считать, что Золотарев окончательно лишился поддержки популярного у избирателей депутата.

Мифы в отношении Анатолия Пушкова единичны и связаны в основном с его работой на АВТОВАЗе. Недоброжелатели Анатолия Пушкова, а далеко не всем нравится его жесткий и требовательный стиль руководства, утверждают, что его рост по карьерной лестнице не был гладким и спокойным. Так, повышение до ранга главного инженера завода, кроме признания деловых качеств, сопровождалось и нелестными отзывами о его работе директором прессового производства, в частности в сфере охраны труда. Однако высокий уровень травматизма на прессовом — случай не частный, а повсеместный для всего машиностроительного сектора.

Прогнозы

Как бы ни завершились выборы мэра Тольятти, Анатолию Пушкову участие в избирательной гонке даст опыт, который он может использовать в своей дальнейшей политической и общественной деятельности. О том, что такая деятельность будет продолжена, говорят планы возглавляемого им общественного движения «Тольятти, вперед!», ориентированного на возрождение города. Будучи человеком, привыкшим соблюдать правила корпоративной этики, а не демагогом-политиканом, Анатолию Пушкову придется отвечать за свои обязательства не только перед городом, но и перед АВТОВАЗом. Поэтому в его интересах выполнить быстро и качественно намеченную программу по приданию муниципальной власти большей эффективности. Кроме того, есть еще личные причины. Первая — сам ход его карьеры, определенный успешными конкретными результатами, которых он достигал на каждой ступеньке. С этой точки зрения должность избранного мэра не вершина, учитывая возраст Анатолия Николаевича, а очередной этап реализации жизненных планов. Вторая — не являясь профессиональным политиком, точнее лоббистом, рассматривающим бюджет как средство для увеличения личной прибыли, он будет направлять эти деньги по назначению, минуя посреднические коррупционные кланы, привыкшие использовать город как свою кормушку. Хотя все это, с другой стороны, играет против Пушкова, т.к. отказ от популизма позволяет его конкурентам использовать любые обещания и пользоваться любыми, порой весьма некорректными выборными технологиями. В этих технологиях вполне можно разглядеть осуществляемую стратегию конкретных ФПГ по продвижению во власть людей, которые будут руководствоваться в своей работе прежде всего интересами этих ФПГ. Отсюда понятны, например, и высокие рейтинги депутата СГД Сергея Андреева, которые публикуются в ряде СМИ и на вебсайтах. Возникает вопрос: сможет ли после этого тот же Андреев быть на посту мэра действительно независимым? Ведь для этого нужно по крайней мере сначала состояться не только в политике. Например, Анатолий Иванов шел к своему депутатству, будучи уже известным профсоюзным лидером, сколотившим «Единство» почти с нуля.

И для него, похоже, окончательный выбор был сделан только тогда, когда он предпочел защищать права рабочих, находясь внутри системы, а не атакуя ее извне. По-видимому, для себя он посчитал это более результативным. Впрочем, третий срок в Государственной думе — свидетельство того, что и избиратели посчитали этот выбор правильным. Что же касается попытки его бывшего протеже Петра Золотарева в очередной раз попытаться ухватить кресло мэра Тольятти, то и в этот раз Иванов мог бы ему сказать: «Не твое это дело, Петр».

Цитата:

- Я плоть от плоти АВТОВАЗа, и даже себя не позиционирую иначе. Двадцатилетним парнем пришел на завод и так выкован, выструган, как хотите, зашлифован, заполирован. АВТОВАЗ сделал из меня человека, надеюсь. И если АВТОВАЗ выдвинет меня в кандидаты, баллотироваться буду. Индивидуально, конечно, по личной инициативе я этого делать не стану. (Анатолий Пушков, из интервью корреспонденту «Хронографа» от 17.12.07)

***

- Вы разговаривали с Петром Золотаревым? Есть ли у него желание снова баллотироваться на пост мэра Тольятти?

- Да, говорили, и он заявил, что не собирается этого делать.

- Но вы бы отдали свой голос за него?

- Вы же знаете, я сейчас стою на другой политической платформе, я в списке «Единой России» на шестом месте в Госдуму. Отсюда у меня немного другие политические ориентиры.

(Анатолий Иванов, из интервью корреспонденту «Хронографа» от 3.12.07)