Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №1 (216) | 14 января 2008г.
 

Двойной натиск

Ситибанк и «Сосьете Женераль» соревнуются за право работать с ОАО «АВТОВАЗ»

Илья Ковальчук

Представители московского Ситибанка — российской «дочки» американской Citigroup — начали переговоры с ОАО «АВТОВАЗ» о сотрудничестве. Однако, по мнению экспертов, более вероятно, что иностранным банком — партнером АВТОВАЗа в России станет французская банковская группа Societe Generale, поскольку в феврале блокпакет акций автогиганта перейдет к автоконцерну Renault.

Первые попытки привлечения на обслуживание крупных корпоративных клиентов Самарской обл. Ситибанк, дочерняя структура американской Citigroup, предпринял осенью 2006 г., сразу после открытия в Самаре представительства американского кредитного учреждения. Однако тогда переговоры об обслуживании операций нескольких компаний с долей иностранного капитала, в том числе и СМ-АВТОВАЗ, результата не принесли, и Ситибанк решил сделать ставку на розничный сектор. Кредитной организацией предпринимались попытки наладить сотрудничество с самим АВТОВАЗом, но они также закончились неудачно для Ситибанка.

Однако в конце 2007 г. американская «дочка» вновь озаботилась проблемой привлечения крупных корпоративных клиентов. Как сообщил источник в банковских кругах Москвы, в настоящее время Ситибанк возобновил переговоры с руководством ОАО «АВТОВАЗ».

В планы американцев, по его словам, входит открытие в течение 2008 г. филиала в Тольятти и активное привлечение корпоративных клиентов. «Налаживание взаимодействия с АВТОВАЗом является приоритетным направлением, — сказал источник, — мы хотим сотрудничать с заводом в его инвестиционных проектах». Один из сотрудников головного офиса банка уверен в том, что конкуренция в этой сфере маловероятна, и Ситибанк в перспективе будет обслуживать самые важные операции».

Пресс-служба АВТОВАЗа не стала комментировать данную информацию.

Однако, по словам управляющего одного из самарских банков, интерес к волжскому автогиганту помимо Citigroup проявляет еще одна международная банковская группа — Societe Generale — через свою российскую «дочку» банк «Сосьете Женераль Восток». Любопытно, что попытки наладить сотрудничество с заводом французская группа предпринимала и ранее, однако также безрезультатно. Причем французы действовали не только напрямую (через головной офис «Сосьете Женераль Восток»), но и через московский офис и самарский филиал Росбанка, акционерами которого группа к этому времени стала. Особую активность французы проявляли летом-осенью 2006 г., когда ожидалось заключение соглашения между ВАЗом и французским автоконцерном Renault. По данным сайта Saminvestor.Ru, тогда предполагалось, что совместные проекты Renault и АВТОВАЗа будут финансироваться этими кредитными учреждениями, а в дальнейшем в их самарские филиалы и головные офисы будет переведена и часть счетов ВАЗа.

Однако в 2006 г. Renault не удалось договориться с ФГУП «Рособоронэкспорт», который фактически контролировал АВТОВАЗ. В результате переговоры с «Сосьете Женераль Восток» также были свернуты. Не исключено, что свою роль в этом сыграло и нежелание Рособоронэкспорта допускать иностранные банки к работе с заводом.

Однако, как сообщил один из источников, сразу после подписания 8 декабря меморандума о взаимопонимании между российским автогигантом и французским концерном Renault «Сосьете Женераль Восток» возобновил переговоры с руководством АВТОВАЗа о сотрудничестве. «Политика сближения с французами подразумевает и допуск Societe Generale к обслуживанию совместных проектов, утвержденных партнерами, — говорит источник. — Уже сейчас французский капитал является фаворитом в банковской борьбе за сферы влияния на АВТОВАЗе. Не исключаю, что к 25 февраля — дате перехода блокпакета акций завода к Renault — принципиальное соглашение с Societe Generale будет достигнуто».

В пресс-службе банка «Сосьете Женераль Восток» факт ведения переговоров с АВТОВАЗом подтвердили, но на данном этапе более конкретную информацию предоставить отказались. Детали сотрудничества будут обнародованы, скорее всего, в начале февраля.