Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №1 (120) | 23 января 2006г.
 

Эмоциональная составляющая

Определяет оценки медиа-аналитиков

Георгий Кизельгур

Шумиха в СМИ, поднятая вокруг смены руководства на ОАО «АВТОВАЗ», показала, что медиасообщество оказалось явно не готово к оценке таких действий госструктур. В большинстве случаев СМИ не стремятся к анализу происходящих процессов и лишь повторяют тревожные настроения, возникшие в городском сообществе в силу упомянутых событий. Эту гипотезу подтверждает экспресс-опрос тольяттинцев, проведенный Центром социальных технологий (ЦСТ) в первой декаде декабря 2005 г.

В опросе приняли участие 500 тольяттинцев (по общегородской пропорциональной выборке). Примечательно, что 30% тольяттинцев не придали существенного значения отставке Владимира Каданникова. При этом самой индифферентной социальной группой оказались пенсионеры. 50% из них это событие не взволновало. Куда тревожнее к нему отнеслись работники ВАЗа. 23% вазовцев выразили страх и тревогу перед возможной дестабилизацией обстановки на предприятии. Для такого же количества работников автогиганта отставка явилась абсолютно неожиданным событием. В то же время 40% вазовцев выразили надежду на лучшее. Таких оптимистов среди тольяттинцев оказалось в два раза меньше.

16% тольяттинцев и 20% вазовцев считают, что Каданников на протяжении своего срока руководства разваливал автозавод, 23% горожан уверены, что бывший председатель совета директоров работал только для себя, игнорируя многие важные проблемы завода.

В предпринимательской среде этой точки зрения придерживаются 34% опрошенных.

Противоположной точки зрения придерживаются 30% тольяттинцев. Уровень доверия к экс-председателю на ВАЗе совпадает с городским.

Примечательно, что фигура Каданникова вызывает куда больше симпатий у молодежи, чем у людей старше 50 лет. В любом случае людей, оценивающих вклад Каданникова в развитие автопрома положительно, больше, чем склонных к критике. Однако этот перевес значительным не назовешь.

Не менее показательно представление горожан об ожидаемых результатах смены вазовского руководства. 25% опрошенных считают, что положение и работа завода улучшатся. Столько же респондентов не ожидают никаких перемен. 20% склоняются к мнению, что проблемы появятся, но будут скоро решены. Наконец, самая большая часть (27%) считает, что у завода возникнут существенные трудности. Пессимистическим ожиданиям подвержена половина работников АВТОВАЗа. Автостроители опасаются урезания социального пакета, снижения заработной платы, сокращения кадров и производственной программы. При этом 73% уверены, что на продажах автомобилей смена руководства не скажется.

Гораздо сложнее оказалось для тольяттинцев дать оценку изменениям в отношениях города и завода. 9% горожан и 19% вазовцев считают, что город выиграет от произошедших перемен, 5% горожан и 8% вазовцев — что проиграет. 73% опрошенных вообще не смогли дать ответ на этот вопрос.

38% горожан и 46% вазовцев считают, что в результате вазовских перестановок произойдет перераспределение финансовых потоков в пользу Москвы.

По мнению ЦСТ, в оценке ухода Каданникова доминирует эмоциональная составляющая. Примечательно, что эмоциональные оценки опрашиваемых в значительной степени совпадают с принципами оценки происходящих событий в СМИ. Причем является нормой негативная оценка деятельности старого и нового руководства. Учитывая, что уровень информированности СМИ априори должен быть выше обывательского, такое совпадение мнений вряд ли можно считать адекватным.