Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №1 (120) | 23 января 2006г.
 

Тариф превыше всего

Усредненный тариф на тепло заставляет весь город платить ПО КХ

Егор Кошеров

Темой горячих дискуссий прошлой недели стали новые тарифы на жилье и коммунальные услуги и дифференцированная оплата горячего водоснабжения. Но гораздо больший интерес представляет усредненный тариф на тепло. Его систематический рост за последние шесть лет доведен до критического состояния. И может вызвать общественное недовольство.

С миру по нитке

Тема размера квартплаты и дифференцированной оплаты жилищных и коммунальных услуг начала обсуждаться в 2005 г. Важных вопросов было три: переход на стопроцентную оплату населением услуг ЖКХ, введение дифференцированной оплаты за эти услуги и посезонной оплаты теплоснабжения. Ввести посезонную оплату тепла власти не решились: слишком тяжелым бременем оказалась бы она для населения. Поэтому, как и прежде, население в 2006 г. будет платить за тепло по 1/12 в течение всего года. Дифференцированная оплата всех коммунальных услуг тоже могла бы вызвать много вопросов и последующее возмущение у населения. Власти решились лишь на дифференцированные ставки по горячему водоснабжению (ГВС). Горячая вода в Новом городе на одного человека будет стоить 184,62 р., в остальных районах — 125,81 р. Этот факт стал темой для обсуждения в СМИ и среди депутатов городской думы. Но, по словам директора департамента экономики Владимира Перельштейна, эта разница появилась исключительно из-за химической очистки горячей воды, которая необходима для системы ГВС в Автозаводском районе. Тарифы же на тепло для подогрева воды и отопления одинаковы для всех районов города. Их не стали делать дифференцированными.

А вот себестоимость одной гигакалории тепла у разных производителей города отличается. Они оглашают ее неохотно, ссылаясь на то, что эта информация является коммерческой тайной. В городе действуют несколько производителей и поставщиков теплоэнергии: МУП «ПО КХ г.Тольятти», ЗАО «СВ-Поволжское», ВоТГК и ОАО «ТЕ-ВИС». По информации, предоставленной департаментом экономики, себестоимость 1 Гкал тепла в МУП «ПО КХ» составляет 623,4 р., ЗАО «СВ Поволжское» — 535,72 р., ОАО «ТЕВИС» — 442,5 р., ОАО «ТГК-7» — 395,30 р. Усредненная стоимость 1 Гкал составляет 465,98 р. Исходя из нормативов потребления для населения установлен тариф 6,99 p. — именно столько придется платить за отопление 1 кв. м жилья.

Но если бы оплата за тепло была дифференцированной, то жители Автозаводского района платили бы за отопление по 6,63 р. за 1 кв. м, жители Центрального района — 5,92 р., а Комсомольска — 9,35 р.

Благодаря введенному усредненному тарифу получается, что МУП «ПО КХ» доплачивают жители Центрального и Автозаводского районов. Остальные поставщики тепла получают от усредненного тарифа заявленную сумму себестоимости.

Административная составляющая

Высокую себестоимость тепла руководство МУП «ПО КХ» объясняет тем, что в структуре предприятия находятся котельные, которые отапливают небольшие и удаленные микрорайоны — Портпоселок, Шлюзовой, Жигулевское Море. Эти котельные старые, их КПД довольно низкий — 60-70%. Вариант прокладывания к этим микрорайонам теплотрасс для подключения к ТЭЦ нерентабелен. Строительство новых котельных, по мнению руководства МУП «ПО КХ», окупится не скоро. Поэтому, по словам заместителя генерального директора МУП «ПО КХ» Виктора Голованова, предприятие разработало программу реконструкции и закрытия малых котельных и в течение уже трех лет ее реализует. Как объяснил Голованов, программа «требует прокладки теплотрасс, то есть капитальных вложений, а средства на это выделяются не в полном объеме». Но любые затраты автоматически увеличат себестоимость тепла. В этой связи представляется любопытным факт, что на одном из заседаний городской думы в начале декабря 2005 г. комиссией по экономической политике ТГД был подготовлен проект постановления, по которому МУП «ПО КХ» освобождалось от обязательных отчислений 20% чистой прибыли в бюджет 2006 г. Это составляло около 12 млн. р. (см. «Хронограф» №43 (115) от 5.12.05). Это постановление тогда не было принято. Но сам факт его появления свидетельствует об эффективности работы предприятия, а также о том, что сложившаяся за несколько лет система перекрестного субсидирования за счет усредненного тарифа имеет для ПО КХ высокий экономический эффект.

Впрочем, сегодня построить современную котельную с КПД до 95% не проблема. Тольятти почти полностью газифицирован. Нет недостатка и в предложениях от инвесторов. Так, еще в 2003 г. ООО ФСК «Стройэнерго» разработало проект строительства котельной в поселке Поволжском и вышло с предложением о включении его в инвестиционный паспорт города (см. «Хронограф» №31 (103) от 19.09.05). Предложенная компанией система должна была обеспечить полное электро-, тепло- и водоснабжение поселка. В ЗАО «СВ Поволжское» , которое и сегодня обеспечивает поселок теплом, себестоимость тепла можно было снизить с 510 р. за Гкал до 220 р. за Гкал. Однако депутат городской думы от Поволжского, генеральный директор МУП «ПО КХ» Александр Дружинин не пожелал ознакомиться с проектом и сказал, что как руководитель ПО КХ не будет участвовать в этом проекте.

Вскоре проект ФСК «Стройэнерго» был исключен из инвестиционного паспорта города. Как объяснил Николай Ренц, «город планирует самостоятельно использовать территорию поселка для создания на нем необходимой инфраструктуры». Примечательно, что ранее аналогичный ответ на свой проект организации автономного теплоснабжения в Поволжском получило ООО «ТЕСТИМ».

Ситуацию изменит рынок

Подобные действия мэрии делают очевидным, что усредненный тариф, а также устаревшие объекты, требующие бесконечных ремонтов и реконструкций, являются выгодными и административным структурам. И они прилагают все усилия, чтобы не разрушить сложившуюся схему. Выступления перед депутатами ТГД и большая разъяснительная работа с населением являются частью этих усилий.

До недавнего времени сложившаяся схема работала. Но с 2006 г. квартплата выросла существенно, как и разрыв в стоимости услуг компаний-энергопроизводителей. Рост тарифов в два раза опережает рост инфляции. Все это уже вызывает социальное недовольство. Но городские власти пока продолжают лишь говорить о неизбежности роста цен на услуги ЖКХ. Очевидно, что других вариантов разрешения ситуации они не видят, что подтверждает тезис о кризисе городского управления.

По мнению специалистов, если сегодня вопросы теплоснабжения можно решить достаточно легко, привлекая инвесторов, то за проблему ГВС в Автозаводском районе никто не возьмется. Поэтому сейчас власти уместнее было бы уделить внимание решению именно этого вопроса.

По прогнозам наблюдателей, реально ситуация в сфере ЖКХ и тарифообразования на эти услуги изменится с развитием рыночных отношений и института управляющих компаний. Тогда начнется поиск дешевых ресурсов и новых технологий. Сегодня еще ситуация и культура потребления недостаточно созрели для того, чтобы составить серьезную угрозу монополии, которую сформировали мэрия и энергопроизводящие компании.

Хронограф будет следить за развитием событий.