Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №1 (120) | 23 января 2006г.
 

Москалев уцелел

Вице-президенту ОАО «АВТОВАЗ» помогла близость с Внешторгбанком

Павел Соколов

На прошлой неделе подали в отставку три менеджера ОАО «АВТОВАЗ» — Александр НАМЕТКИН, Юрий АМЕЛИН и Сергей ШАБАНОВ. Все трое занимали ответственные посты и считались ставленниками Группы «СОК». Между тем бывший вице-президент по стратегическому и корпоративному управлению ОАО «АВТОВАЗ» Михаил МОСКАЛЕВ (на фото), также имевший отдельные тесные контакты с СОКом, с 16 января получил назначение на новую вице-президентскую должность. По информации источников «Хронографа», удержаться на АВТОВАЗе ему удалось благодаря связям во Внешторгбанке.

Одним из первых решений нового президента — генерального директора ОАО «АВТОВАЗ» Игоря Есиповского стало назначение новых руководителей на ключевые финансовые посты. Сектор ответственности службы вице-президента по стратегическому и корпоративному управлению прежней структуры генеральной дирекции ОАО «АВТОВАЗ» был перераспределен. Финансовые и экономические дирекции были выведены во вновь созданную службу вице-президента по финансам и экономике. Ее возглавил финансист, близкий к оборонщикам, президент ЗАО АКБ «Новикомбанк» Илья Губин. На должность финансового директора, которую прежде занимала Галина Казакова, был назначен заместитель Губина по Новикомбанку Сергей Фомин. ФГУП «Рособоронэкспорт» считается одним из основных партнеров Новикомбанка.

Дирекцию по связям с общественностью, возглавляемую до 30 октября 2005 г. Петром Нахмановичем, вывели тоже. Хотя говорить, что полномочия новой структуры по организации работы по связям с общественностью приняли окончательные очертания, пока рано. Это связано с тем, что основное внимание нового руководства в первую очередь было нацелено на финансово-производственный сектор.

По информации источников «Хронографа», уже на этой неделе на АВТОВАЗ должен прибыть руководитель одной из московских PR-компаний. Также существует информация, что работа дирекции по связям с общественностью может перейти под контроль очередного представителя Рособоронэкспорта.

Одним из результатов этих перестановок стало то, что из-под Михаила Москалева были выведены основные подразделения. Это вполне могло закончиться для него отставкой. Но по независящим от него обстоятельствам этого не произошло. 16 января он был назначен вице-президентом по стратегическому, корпоративному управлению и закупкам. Таким образом, ему отошла часть полномочий, которые относились к бывшему вице-президенту по производству Павлу Скринскому, также курировавшему и службу вице-президента по закупкам.

Источники «Хронографа» отмечают, что удержаться Москалеву на АВТОВАЗе помогли его связи во Внешторгбанке. Дело в том, что, заняв три из двенадцати мест в совете директоров АВТОВАЗа, руководство Внешторгбанка надеялось поставить на управление финансами автозавода своих людей. Но, как оказалось, этот вопрос стал для двух госструктур достаточно спорным. Есиповскому, как человеку Рособоронэкспорта, оказались интереснее банкиры из Новикомбанка. Внешторгбанк, как главного финансового партнера автозавода, это могло не устраивать. В данной ситуации Москалев мог оказаться компромиссной фигурой, даже несмотря на то, что в прошлом имел контакт с Группой «СОК». Являясь председателем совета директоров ОАО «АВ-ТОВАЗТРАНС» (стопроцентная "дочка" АВТОВАЗа), он допустил к управлению компанией менеджеров СОКа, а также согласовал ряд документов, позволивших им под предлогом антикризисного управления вывести часть активов.

Между тем причастность к Группе «СОК» обернулась отставкой для Александра Наметкина, Юрия Амелина и Сергея Шабанова. Все трое занимали ответственные посты в службе вице-президента по маркетингу, сбыту и техническому обслуживанию автомобилей Владимира Кучая и считались ставленниками Группы «СОК».

19 января пресс-центр Группы «СОК» распространил сообщение о том, что группа рассматривает возможность передачи торговли автомобильными запасными частями новому менеджменту АВТОВАЗа по согласованию сторон, что идет процесс становления новых партнерских отношений и уже достигнуты договоренности по ряду ключевых вопросов. Группа «СОК» вышла на руководство АВТОВАЗа с предложением оптимизировать условия контракта с фирмой «СОЛО», контролирующей поставки запчастей к автомобилям Lada на внутренний рынок. Похоже, что отставка бывших соковских вазовцев стала разменом в переговорном процессе между руководством Группы «СОК» и АВТОВАЗа.