Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №41 (256) | 5 ноября 2008г.
 

Продавец воздуха

Руководитель ФАНС делегировал полномочия коммерческой фирме

Илья Круговой

В Поволжское следственное управление на транспорте поступили проверочные материалы в отношении начальника Приволжского управления Федеральной аэронавигационной службы (ПУ ФАНС) Юрия ФОМИНА. Речь может идти о возбуждении уголовного дела по нескольким статьям УК РФ в отношении Фомина. Одним из оснований может стать факт передачи полномочий по обеспечению аэронавигационной информацией пользователей воздушного пространства РФ коммерческой структуре, не имеющей на это прав.

Поволжское СУ на транспорте приступило к изучению материалов в отношении руководителя Приволжского управления ФАНС Юрия Фомина. Как стало известно «Хронографу», в перечне документов, поступивших следователям, значатся проверочные материалы Куйбышевской транспортной прокуратуры, протесты, а также неисполненные решения Управления федеральной антимонопольной службы (УФАС) Самарской обл. и арбитражного суда. Было установлено, что в июле 2007 г. Юрий Фомин передал часть полномочий в сфере пользования воздушным пространством некой коммерческой структуре, зарегистрированной под названием ООО «Приволжский центр аэронавигационной информации» (ООО «ПЦАИ»). В числе учредителей данной организации значатся четыре физических лица, в том числе сын начальника ПУ ФАНС Сергей Фомин и супруга заместителя руководителя ФАНС Лариса Исаева (см. «Хронограф» №29 (244) 14.07.08).

Начиная с лета 2007 г. ряд организаций стали получать письма, в которых «было рекомендовано» вести все согласования с ООО «ПЦАИ». Согласно «Федеральным правилам использования воздушного пространства» любой строящийся объект высотой более 50 м должен проходить соответствующее согласование и затем вноситься в специальную картографическую базу данных.

Это необходимо для того, чтобы штурман воздушного судна, прокладывающий курс, мог сверяться с возможными «искусственными препятствиями» на пути. Под такое понятие подпадают вышки, жилые дома и офисные центры повышенной этажности. Как пояснил корреспонденту «Хронографа» один из экспертов в области авиации, в темное время суток или туман штурман прокладывает курс, ориентируясь исключительно по карте. Поэтому сведения об искусственных препятствиях необходимы для определения безопасной высоты полета. Для этого база данных искусственных препятствий должна регулярно обновляться. Согласно «Федеральным правилам использования воздушного пространства», а также действующим строительным нормам и правилам окончательное согласование искусственных препятствий проходит в войсковой части (в/ч) №10866 г. Екатеринбурга, командующей объединением ВВС и ПВО. В действующей инструкции приведен образец окончательного листа согласования.

Если же такового нет, то искусственное препятствие считается не прошедшим согласование. Между тем согласно информации, поступившей в следственное управление, ООО «ПЦАИ» никакой расчетный материал в в/ч не направляет и никаких согласований не проводит. На деле получается так, что база данных искусственных препятствий по ПФО на протяжении некоторого времени не обновляется и является неполной. Т. е. в том месте, где проложен курс и не должно быть никаких сооружений, может оказаться высотное строение, не внесенное в базу данных. Вдобавок ко всему, как удалось выяснить «Хронографу», ПЦАИ работает в системе точных координат, исчисляемых с точностью до секунды. На это требуется лицензия ФСБ, которой у фирмы не имеется.

Кроме делегирования ряда полномочий ПЦАИ в действиях руководителя ФАНС усматривается и ряд других нарушений. В феврале 2008 г. Юрий Фомин приказом №19 утвердил инструкцию «По подготовке и представлению нормативных и служебных документов, определяющих организацию использования воздушного пространства на территории Приволжского межрегионального управления ФАНС РФ». В инструкции есть пункт, согласно которому требования являются обязательными для всех пользователей воздушного пространства на территории, подконтрольной Приволжскому управлению ФАНС. Примечательно, что данный документ, кроме того что составлен с многочисленными нарушениями, затрагивает деятельность нескольких федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и командования объединения ВВС и ПВО Екатеринбурга. Между тем документ прошел согласование лишь с теми структурами, которые подведомственны Росаэронавигации, т. е. ФАНС.

Следует отметить, что постановлением правительства РФ №399 от 28.05.08 Федеральная аэронавигационная служба перешла в ведение Министерства транспорта РФ и полномочия этой службы значительно сокращены. Несмотря на это, Фомин рассылает информационные письма от лица федерального чиновника. В данных письмах были использованы ссылки на утратившие силу нормативные акты. Подобные отсылы превышали должностные полномочия руководителя ФАНС. Насколько известно, подобные письма были адресованы в Государственную экспертизу проектов в строительстве г.о. Самара и МУП «Архитектурно-планировочное бюро Главного управления архитектуры и градостроительства г. о. Уфа». Согласно содержанию данных писем строительные фирмы должны были проходить процедуру согласования по возведению высотных объектов только с ПУ ФАНС.

В мае 2008 г. комиссия самарского УФАС рассматривала дело о нарушении начальником ПУ ФАНС антимонопольного законодательства. При этом ответчик — ФАНС -привел довод о своих отношениях с ПЦАИ, поставивший в тупик комиссию УФАС. Ответчик заявил, что «не отрицает передачу полномочий по обеспечению аэронавигационной информацией ООО «ПЦАИ» и объясняет это тем, что на обеспечение аэронавигационной информацией пользователей воздушного пространства не выделены бюджетные средства». УФАС усмотрело в действиях Фомина нарушения и потребовало отменить незаконные распоряжения. Руководитель ФАНС этого не сделал до сих пор. Не исключено, что в ходе расследования данного дела некоторые из действий Юрия Фомина будут рассматриваться уже в соответствии с УК РФ.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Николай ТИЦ, штурман аэропорта «Курумоч»

- Что вы можете сказать о действиях Фомина, делегировавшего часть полномочий ФАНС коммерческой структуре?

- В принципе, он может это делать, это было в его компетенции. Если выявлены какие-то нарушения, то соответствующие органы должны с этим разбираться. Он должен был, по-видимому, объявить какой-то конкурс, выяснить, кто может лучше оказывать подобного рода услуги. А каким образом это было сделано, это уже

второй вопрос. В принципе, предусматривается уполномоченный орган, на который он возлагает издание государственных документов, среди которых и перечень местных воздушных линий.

- Его деятельность влияет на безопасность полетов?

- На это влияет любая деятельность. Я просто не обладаю информацией, какой в данный момент установлен порядок согласования искусственных препятствий.

- Вы знаете о том, что в отношении Юрия Фомина рассматривается вопрос о возбуждении уголовного дела?

- Да, я слышал об этом. Думаю, разберутся.