Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (935) | 16 сентября 2024г.
 

Коварство черного гранита

Никерясов ответил за памятник

Георгий Кизельгур

29 августа Арбитражный суд Самарской обл. отказал московскому ООО «Левша» (ИНН 7715601203) Василия ФИЛЬШИНА в иске к администрации г.о. Новокуйбышевск. Разбирательство касалось контракта по благоустройству части сквера по ул. Свердлова и замены в нем памятника жертвам радиационных аварий и катастроф. ООО «Левша» не сумело поставить гранит черного цвета габбро из Китая. В итоге контракт исполнен не был, ООО «Левша» угодило в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), а и.о. главы г.о. Новокуйбышевск Владимир НИКЕРЯСОВ был подвергнут штрафным санкциям.

21 июля 2023 г. между ООО «Левша» и администрацией Новокуйбышевска был заключен муниципальный контракт №83/23-МК. Он предполагал выполнение работ по общественному проекту «Ради жизни». Планировалось благоустройство части сквера по ул. Свердлова с заменой в нем памятника жертвам радиационных аварий и катастроф.

Московское ООО «Левша» создано в мае 2006 г. и занимается резкой, обработкой и отделкой камня. Уставный капитал общества сформирован в размере 15 тыс. р. Единственным учредителем и генеральным директором ООО «Левша» с июня 2012 г. выступает Василий Фильшин. ООО «Левша» — не новичок в исполнении муниципальных контрактов, в т. ч. и в Самарской обл. Проблем возникнуть было не должно. Тем не менее они возникли. Этому способствовало несколько обстоятельств.

19 декабря 2023 г. администрация в одностороннем порядке отказалась от исполнения контракта. Решение о расторжении вступило в силу 9 января 2024 г. Как отмечено в документах суда, по состоянию на 2 апреля 2024 г. объект, являющийся предметом контракта, был полностью готов, однако администрация отказалась его принять. ООО «Левша» обратилось в суд. Делу был присвоен №А55-17076/2024.

ООО «Левша», в частности, попросило суд взыскать с администрации оплату по контракту за произведенные до его расторжения работы. Это более 1,54 млн р. ООО «Левша», обосновывая требования, указало, что 14 августа 2023 г. обществом были заключены договоры на работы по благоустройству с ИП Лилией Денисовой, 23 октября 2023 г. — на покупку изделий из гранита с китайской HONGZHOU (QUYANG) VASTERS IN MARBLE СО, LTD,

а 15 декабря — на монтаж гранитных изделий с ИП Арменом Катваляном. Судя по всему, ООО «Левша» должно было выступить в основном в качестве бюджетоприемника, а сами работы — быть выполнены субподрядчиками.

27 октября 2023 г. и 27 ноября 2023 г. (т.е. уже за первоначальными рамками контракта) администрации было сообщено, что обязательства будут исполнены не позднее 8 декабря 2023 г. Письмом от 4 декабря 2023 г. ООО «Левша» просило заменить отдельные позиции оборудования, аналогичные по качеству (светильники), в связи с прекращением их поставок. Гранит наконец пришел, но при монтаже сорвалась стрела и расколола часть камня. ООО «Левша» заключило новый контракт поставки. 15 января 2024 г. администрации было направлено гарантийное письмо. Им ООО «Левша» гарантировало полное исполнение обязательств до 15 марта 2024 г. Тем не менее время уже ушло.

Не помогла ООО «Левша» и ссылка на отсутствие возможности исполнить обязательства в срок до 1 ноября 2023 г. в связи с тем, что цветовое решение гранита, указанного в контракте (черный гранит — габбро, красный гранит Imperial Red), не производится в России. Этот аргумент приведен был, наверное, уже от безысходности. Суд, по крайней мере, отметил, что, подавая заявку на участие в закупке, ООО «Левша» согласилось с техническим заданием (ТЗ). Да и сам международный договор поставки был заключен лишь 27 октября — буквально накануне срока выполнения работ.

Суд отклонил доводы ООО «Левша». Он указал, что общество, действуя в рамках муниципального контракта, должно было «осознать то обстоятельство, что вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей».

В других условиях администрация, возможно, продолжала бы отношения с ООО «Левша», но не в этом случае. Объект должен был быть благоустроен на средства субсидии из областного бюджета, да еще и в рамках обязательств, связанных с реализацией мероприятий по поддержке инициатив населения. Интересами жителей можно было бы пренебречь, но только не «целевым показателем результативности предоставления субсидии», которым считается факт реализация проекта.

При этом факт недостижения значения «показателя результативности предоставления субсидии» является основанием для применения «карательных» мер к муниципальному образованию.

Вероятно, именно это могло спровоцировать администрацию не только разорвать контракт, но и инициировать в УФАС России по Самарской обл. включение ООО «Левша» в РНП. Решением УФАС от 16 января 2024 г. информация об ООО «Левша» включена в РНП сроком на два года. ООО «Левша» безуспешно пыталось обжаловать данное решение.

Впрочем, если это и помогло чиновникам Новокуйбышевска избежать ответственности, то лишь частично. 15 апреля 2024 г. в связи с отсутствием документов, подтверждающих выполнение работ по замене памятника, в администрацию Новокуйбышевска поступило письмо из департамента управления делами (ДУД) губернатора Самарской обл. и правительства Самарской обл. с требованием в срок до 1 июня 2024 г. осуществить возврат субсидии в размере, превышающем 2,3 млн р. Это требование было исполнено. Денежные средства возвращены в областной бюджет.

Тем не менее, согласно позиции Счетной палаты Самарской обл., значение «показателя результативности предоставления субсидии» в 2023 г. администрацией в полном объеме не достигнуто. В этом были усмотрены признаки административного правонарушения по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ (нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов). Санкцией статьи для должностных лиц предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 10 до 30 тыс. р. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

Дисквалифицировать в Новокуйбышевске некого — здесь еще никак не могут провести формальные процедуры по отбору главы (см. «Хронограф» №17 (924) от 3.06.24). В результате постановлением Новокуйбышевского городского суда от 7 июля 2024 г. и.о. главы г.о. Новокуйбышевск Владимир Никерясов был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 тыс. р.