Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (935) | 16 сентября 2024г.
 

Фактор Тимченко не учитывается

Областной минтранс взыскал с АО «Стройтрансгаз» более 300 миллионов

Андрей Неретин

29 августа Арбитражный суд Самарской обл. вынес решение по делу, в котором министерство транспорта и автомобильных дорог (минтранс) Самарской обл. требовало взыскать неустойку с АО «Стройтрансгаз». Суд частично удовлетворил требования истца. Строитель Фрунзенского моста должен выплатить министерству 323 млн р. Такой исход бьет по репутации подрядчика, которому приписывают покровительство со стороны «кремлевского олигарха» Геннадия ТИМЧЕНКО (на фото).

В самарском арбитраже завершилось рассмотрение спора между областным минтрансом и АО «Стройтрансгаз». Конфликт зародился еще в тот период, когда губернатором Самарской обл. был (2017-2024 гг.) Дмитрий Азаров, а министерство возглавлял (2012-2024 гг.) Иван Пивкин. Региональный минтранс потребовал взыскать с генподрядчика строительства Фрунзенского моста через р. Самару неустойку в размере 2,72 млрд р. Позднее исковые требования были уточнены до 3,22 млрд р. АО «Стройтрансгаз», в свою очередь, предъявил встречный иск на 111,8 млн р. «неосновательного обогащения». Суд, изучив материалы дела, вынес решение о частичном удовлетворении требований минтранса. По решению суда с АО «Стройтрансгаз» следует взыскать 323,7 млн р. В удовлетворении встречного иска отказано.

Важно напомнить, что 2 октября 2015 г. между областным минтрансом и АО «Стройтрансгаз» был подписан госконтракт на строительство мостового перехода «Фрунзенский» через р. Самару стоимостью 12,81 млрд р.

На тот момент успехи АО «Стройтрансгаз» объясняли тем, что оно входило в орбиту интересов миллиардера Геннадия Тимченко, друга президента РФ Владимира Путина еще со времен, когда Путин даже помыслить не мог о должности президента РФ. По условиям госконтракта на выполнение работ был отведен срок до 31 июля 2020 г. Движение по Фрунзенскому мосту было открыто 31 декабря 2019 г. Однако формально стройка завершилась сравнительно недавно. Согласно раскрытой информации, акт о вводе объекта в эксплуатацию был подписан 14 декабря 2023 г.

Следует признать, что для подрядчика федерального уровня, каковым является АО «Стройтрансгаз», судебное решение о взыскании неустойки на сумму 323 млн р. в финансовом плане несущественно. Тем не менее оно означает удар по статусу компании. Это может быть воспринято участниками рынка в качестве сигнала к тому, что так можно и что статус близости к друзьям Путина уже не защищает. Судебное решение о взыскании неустойки на крупную сумму выглядит как звонкая пощечина, которая прилетела публично.

Причем игрок федерального уровня получил столь хлесткий удар от субъекта более низкого статуса — регионального министерства, во главе которого стоит, по сути, технический персонал.

Ранее Областной аналитический еженедельник «Хронограф» отмечал, что областные власти решились на предъявление иска влиятельному подрядчику только лишь после того, как губернатор Азаров по результатам очередной процедуры голосования пролонгировал свои полномочия на занимаемой должности. При этом иск мог бы подать и раньше. Очевидно, Азаров понимал политические риски, связанные с такой поспешностью (см. «Хронограф» №36 (901) от 7.11.23).

Новый глава региона Вячеслав Федорищев имел прекрасную возможность тихо «слить» азаровскую затею в пользу строителя Фрунзенского моста. Такой ход дал бы сигнал подрядным организациям федерального уровня о том, что Самарская обл. готова работать с королями госзаказов исходя из их интересов и понятий. Однако Федорищев довел дело до конца. Теперь в региональный бюджет поступят три сотни миллионов рублей, которые АО «Стройтрансгаз», видимо, рассчитывал заработать в ходе освоения средств федерального бюджета.