Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №24 (931) | 22 июля 2024г.
 

Крохоборство Кордита

Бенефициару «Адверса» не суждено похвалиться Федорищеву экономией на налогах

Георгий Кизельгур

10 июля были обоснованы причины судебного отказа ИП Евсею КОРДИТУ в возврате переплаты по налогу на имущество за 2017-2018 гг. Иной промышленник счел бы за честь иметь положительное налоговое сальдо, но хозяин ворочающего миллиардами рублей ООО «Адверс» Кордит, видимо, счел, что государство не обеднеет, вернув ему смешные 396 тыс. р. О мелочности просителя должен узнать врио губернатора Самарской обл. Вячеслав ФЕДОРИЩЕВ, в начале июня посетивший завод «Адверса». Теперь сделать из Федорищева марионетку Кордиту не удастся.

С заявлением к Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской обл. (МИФНС №23) Евсей Кордит в статусе индивидуального предпринимателя (ИП) обратился в феврале 2024 г. В рамках арбитражного дела №А55-5670/2024 Кордит потребовал признать недействительным решение МИФНС №23 от 25 сентября 2023 г. об отказе в зачете (возврате) налога. ИП Кордит также потребовал обязать налоговый орган вернуть ему якобы излишне уплаченный налог в размере 396,3 тыс. р. В обоснование требований Кордит пояснил, что является собственником половины трехэтажного нежилого здания площадью 4 421 кв. м по адресу: г.о. Самара, ул. Ново-Садовая, д. 106, стр. 101, с кадастровым номером (КН) 63:01:0613002:762. Приказами министерства имущественных отношений (МИО) Самарской обл. данный объект недвижимого имущества был включен в перечень объектов, в отношении которых налоговая база на 2017-2018 гг. определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения. Сегодня кадастровая стоимость здания Кордита составляет 66,78 млн р. В 2018 и 2019 гг. Кордит, руководствуясь перечнем, уплатил повышенный налог по ставке 1,5% от кадастровой стоимости за 2017 г. и 1,8% — за 2018 г.

Однако в сентябре 2022 г. Кордит обратился в Самарский областной суд (СОС) с административным иском к МИО. В рамках дела №3а-1852/2022 Кордит потребовал исключить свое здание из перечней МИО на 2017-2018 гг. Решением СОС от 26 октября 2022 г. иск был удовлетворен. С учетом исключения объекта из перечней налог на имущество физических лиц стал подлежать перерасчету по ставке в 2017 г. — 0,3% от кадастровой стоимости, в 2018 г. — 0,5%.

Перерасчет, выполненный Межрайонной ИФНС России №21 по Самарской обл., показал, что у заявителя образовалась переплата в размере 396,3 тыс. р. Тем не менее в зачете (возврате) было отказано по причине нарушения Кордитом трехлетнего срока подачи соответствующего прошения.

Другой бы богач на месте Кордита (кстати, сдающего здание в аренду по высокой цене «Адверсу» для размещения там производства) как минимум гордился бы тем, что не он должен бюджету, а бюджет должен ему. Кордит же решил, что налоговая служба, приняв во внимание его громадное состояние и уважаемое положение в кругу либеральных самарских элит эпохи губернатора (1991-2007 гг.) Константина Титова (см. «Хронограф» №25 (849) от 25.07.22), во что бы то ни стало обязана вернуть переплату. Кто знает, вероятно, поиздержались с недалеких пор проживающие в Евросоюзе близкие родственники хозяина «Адверса» (см. «Хронограф» №6 (913) от 19.02.24). Или у самого миллиардера стали заканчиваться деньги на карманные расходы. Тем не менее факт остается фактом. Кордит направил стопы в Арбитражный суд Самарской обл.

В суде Кордиту быстро объяснили, кто прав в затеянном споре. Его аргумент, что срок подачи заявления о возврате должен исчисляться с 26 октября 2022 г., т.е. со дня исключения СОС сдаваемого в аренду «Адверсу» здания из перечня МИО, был отклонен. В то же время суд сделал ссылку на ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 №263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ». Согласно данной статье, излишне перечисленными денежными средствами не признаются суммы излишне уплаченных налоговых обязательств по состоянию на 31 декабря 2022 г. Кордит произвел платеж за 2017 г. до 3 декабря 2018 г. и за 2018 г. — до 2 декабря 2019 г. Отсюда крайний срок, когда кверулянт мог бы обратиться за зачетом либо возвратом, был указан как «до 3 декабря 2022 г.». Однако прошение последовало только почти год спустя. Суд пришел к выводу, что налоговики правомерно не включили переплату 396,3 тыс. р. в сальдо единого налогового счета по состоянию на 1 января 2023 г., и 27 июня т.г. полностью отказал в требованиях Кордиту. В мотивировочной части решения от 10 июля дополнительно было подчеркнуто,

что «установленный трехлетний срок для обращения в налоговый орган и суд за возвратом налога (со дня исполнения налоговой обязанности) включает в себя необходимость совершения налогоплательщиком своевременных действий по оспариванию результатов кадастровой стоимости, которые находятся в сфере его контроля и ответственности».

В целом Кордит опростоволосился. Причем, по имеющимся данным, это уже не первый случай, когда хозяин «Адверса» тщетно пытается извлечь выгоду из сокращения обязательств перед теми, кому должен, пусть даже совсем небольшую сумму. Спор же о возврате средств с налоговым органом стоит особняком, поскольку необходимо понимать, докладывал ли Кордит о столь насущной для него проблеме врио губернатора Самарской обл. Вячеславу Федорищеву. В начале июня т.г. глава региона в рамках рабочей поездки осмотрел завод, второй год кряду не публикующий данные о выручке «Адверса» в Новокуйбышевске. Федорищев обещал поддержать планы «Адверса» по расширению производства мобильных домов на колесах за счет субсидирования по госпрограмме. При таком расположении первого лица потуги Кордита вырвать из бюджета то, что рано или поздно все равно достанется предпринимательскому сообществу под видом субсидий и прочих трансфертов, выглядят оплошно. Не зря Федорищев в качестве строгого предупреждения намекал самарским магнатам на необходимость именно бесперебойного наполнения, а не опустошения бюджета Самарской обл.

У наблюдателей сложилось впечатление, что Кордит, стремясь использовать губернаторский ресурс, задумал сделать Федорищева марионеткой, которая будет идти навстречу всем пожеланиям самарских бизнес-элит без контроля над исполнением ими социальных обязательств перед регионом. Федорищева такое наблюдение наверняка разочарует.