Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (929) | 8 июля 2024г.
 

Час икс

Девальвация «Автодоринжиниринга» делает чиновника Баннова невостребованным

ИА «Центр-Инфо»

На 30 июля запланировано судебное разбирательство о взыскании с ООО «Автодоринжиниринг» Дениса КРАВЧУКА 13 млн р. неустойки за срыв сроков исполнения контракта на строительство путепровода на трассе М5 южнее г.о. Жигулевск. В июне врио губернатора Самарской обл. Вячеслав ФЕДОРИЩЕВ озвучил тезис, из которого следовало, что «Автодоринжинирингу» пора расстаться со своими амбициями. Складывающаяся тенденция делает бессмысленным дальнейшее присутствие на посту руководителя департамента дорожного хозяйства и транспорта (ДДХиТ) администрации г.о. Тольятти Павла БАННОВА (на фото), который традиционно одаривал ООО «Автодоринжиниринг» увесистыми контрактами.

Процедура сведения счетов

25 июня вопрос о затянувшемся на несколько лет строительстве путепровода около Жигулевска был поднят на заседании пленарного заседания Самарской губернской думы (СГД). В ходе прения было озвучено юрлицо — ООО «Автодоринжиниринг», обеспечившее создание на федеральной трассе М5 «Урал» многокилометровых автомобильных пробок. Также последовало предложение вычеркнуть ООО «Автодоринжиниринг» из списка получателей государственных и муниципальных контрактов в Самарской обл. Из высказываний главы региона Вячеслава Федорищева можно было понять, что сделанное заявление справедливо.

Ранее подобных отважных речей в отношении ООО «Автодоринжиниринг» замечено не было. Если где-то проскальзывало недовольство, то оно быстро купировалось, а проводимая политика в интересах бенефициаров ООО «Автодоринжиниринг» шла своим чередом. Понимание того, что настало время сведения счетов с фаворитами госзаказа, могло прийти после ареста врио министра транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. Ивана Пивкина (см. «Хронограф» №21 (928) от 1.07.24).

С 2021 г. единственным учредителем ООО «Автодоринжиниринг» является Денис Кравчук. Уставный капитал общества составляет 200 млн р. Вместе с тем основным изменением, произошедшим в «Автодоринжиниринге», можно считать появление нового руководителя.

С 21 декабря 2022 г. должность генерального директора ООО «Автодоринжиниринг» перешла к Александру Зогину, что отражено в выписке из ЕГРЮЛ. Не представляет труда отыскать информацию, что человек с аналогичными Ф.И.О. работал главным инженером ООО «СУ-905». Учредителем ООО «СУ-905» является АО «Ханты-Мансийскдорстрой». До апреля 2020 г. роль управляющей организации ООО «СУ-905» исполняло АО «ДСК «Автобан». Фактически ООО «СУ-905» является частью холдинга «Автобан», бенефициаром которого выступает ханты-мансийский миллиардер Алексей Андреев.

Указанные обстоятельства дали повод считать, что бенефициару ООО «Автодоринжиниринг» Кравчуку удалось пристроить свою компанию под крыло крупного федерального оператора. Подтверждением данной версии могло служить то, что ООО «Автодоринжиниринг» сместило с пьедестала лидерства по линии получения заказов в Тольятти АО «Балтийская строительная компания — СПБ», входящее в группу компаний «ВТС» самарского бизнесмена Вячеслава Сонина (см. «Хронограф» №5 (912) от 12.02.24).

Вместе с тем получение «Автодоринжинирингом» местных заказов можно было расценивать как дополнительный доход лично для Кравчука. ООО «Автодоринжиниринг» было востребовано в «Автобане» в качестве рабочей единицы при реализации мегапроекта «Строительство обхода г. Тольятти с мостовым переходом через р. Волгу в составе международного транспортного маршрута Европа — Западный Китай». По разнящимся данным строительство указанного объекта обошлось в сумму от 180 млрд р. до 200 млрд р.

Смена патронажа

Судя по всему, основные силы «Автодоринжиниринга» несколько лет были задействованы именно на строительстве моста и обхода Тольятти.

Данным обстоятельством можно объяснить то, что «Автодоринжиниринг» забросил строительство путепровода около Жигулевска. Соответствующий контракт в 2019 г. был заключен между ООО «Автодоринжиниринг» и ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Большая Волга» по результатам конкурса с ограниченным участием, фигурирующего в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок под №0355100004519000041.

Первоначально срок исполнения контракта был ограничен 2021 г. После подписания контракта исполнитель разворотил проезжую часть трассы М5, соединяющей центральные регионы России с Уралом, после чего строительная техника с объекта исчезла. В течение нескольких лет на подъезде к Жигулевску со стороны Сызрани скапливается автомобильная пробка, зачастую растягивающаяся на десятки километров. В заторе стоят как местные автомобилисты, так и большегрузы из зарубежных стран, следующих в сторону Средней Азии.

Примечательно, что «Большая Волга» не разорвала отношения с ООО «Автодоринжиниринг». В ЕИС была размещена информация, что срок строительства был продлен до ноября 2025 г. Сегодня указанные обстоятельства дали повод для низвержения «Автодоринжиниринга» с пьедестала фаворитов госзаказа.

При этом уместно отметить, что ООО «Автодоринжиниринг» успело нарастить портфель заказов в г.о. Тольятти. В 2023 г. руководитель ДДХиТ администрации Тольятти Павел Баннов передал «Автодоринжинирингу» на исполнение контракт ценой более 720 млн р. на ремонт городских дорог. Тогда же, в 2023 г., Баннов заключил с «Автодоринжинирингом» контракт на сумму более 966 млн р. на содержание муниципальных автомагистралей.

Ситуация начала меняться по мере приближающегося завершения строительства моста через р. Волгу. Если верить пресс-релизам федеральных органов власти, то во второй половине 2024 г. планируется запустить движение по новой магистрали. После этого ООО «Автодоринжиниринг» для «Автобана» становится неинтересно. Такой прогноз Областной аналитический еженедельник «Хронограф» сгенерировал еще несколько месяцев назад (см. «Хронограф» №7 (914) от 4.03.24). Примечательно, что сами представители холдинга «Автобан» уже в начале 2024 г. дали понять, что «ООО «Автодоринжиниринг» является самостоятельным юридическим лицом» (см. «Хронограф» №2 (909) от 22.01.24).

Вероятно, окончательный разрыв между компанией Кравчука и «Автобаном» мог произойти в марте 2024 г., когда Александр Зогин покинул должность гендиректора «Автодоринжиниринга». Тогда же, скорее всего, Кравчук мог определиться с приобретением нового патронажа. 22 марта 2024 г. в ЕГРЮЛ была внесена запись о том, что генеральным директором ООО «Автодоринжиниринг» стал налоговый резидент Респ. Мордовия Алексей Грузинцев.

Есть основания полагать, что ранее Грузинцев мог опосредованно быть задействован в бизнес-проекте семьи главы Респ. Мордовия (1995-2012 гг.), губернатора-созидателя Самарской обл. (2012-2017 гг.) Николая Меркушкина. Связи можно проследить через фирму ООО «СДС» (ИНН 1326220363), в которой Грузинцев до июня 2016 г. занимал должность директора. Учредителем ООО «СДС» записано ООО «Инвест-Альянс» (ИНН 7715603521), мажоритарным собственником которого, в свою очередь, является доверенное лицо Меркушкина, министр строительства Самарской обл. (2012-2016 гг.) Алексей Гришин.

Вслед за Пивкиным

Не стоит забывать, что профильный для ООО «Автодоринжиниринг», теперь уже бывший, министр транспорта уроженец Респ. Мордовия Иван Пивкин был трудоустроен в правительство Самарской обл. по указанию Николая Меркушкина. Пост министра Пивкин занял в июне 2012 г. До этого Пивкин обретался в Мордовии, в т.ч. успел примерить на себя роль бизнесмена, будучи руководителем ООО «Саранскдорстрой» (ИНН 1326186761).

Впоследствии ООО «Саранскдорстрой» сменило название на ООО «СК «Трансмагистраль» и было ликвидировано.

Примечательная деталь — вплоть до исключения из ЕГРЮЛ в ноябре 2023 г. основным собственником ООО «СК «Трансмагистраль» выступало ООО «Инвест-Альянс». Та самая фирма, которая проявляется при изучении биографии нового гендиректора «Автодоринжиниринга» Алексея Грузинцева. При таких обстоятельствах практически не вызывает сомнений, что появление Грузинцева в «Автодоринжиниринге», скорее всего, произошло с ведома или по протекции Пивкина.

Иван Пивкин курировал дорожную тематику во всем самарском регионе 12 лет. Вполне логично, что с приходом Грузинцева у «Автодоринжиниринга» вырисовывались оптимистичные перспективы дальнейшего пребывания на самарском рынке госзаказа по линии дорожного строительства. Скорее всего, ситуацию со срывом сроков строительства путепровода в Жигулевске могли спустить на тормозах, и другие проблемные вопросы решались бы в пользу «Автодоринжиниринга».

Мечты бенефициаров «Автодоринжиниринга» были расстроены силовиками. 21 июня 2024 г. Пивкин был задержан в рамках расследования уголовного дела о превышении должностных полномочий. 22 июня Октябрьский районный суд г. Самары избрал меру пресечения в отношении Пивкина. Госчиновник был взят под стражу сроком на 2 мес. Спустя 3 дня, 25 июня, в СГД уже начали решать судьбу «Автодоринжиниринга».

С выбытием из игры Ивана Пивкина и девальвации «Автодоринжиниринга» в подвешенном состоянии может оказаться тольяттинский чиновник Павел Баннов. Стоит напомнить, что руководителем ДДХиТ Баннов был назначен в то же время, когда Пивкин стал министром транспорта. По сути, все свое время, проведенное в рядах чиновников тольяттинской администрации, Баннов был связан с Пивкиным и занимался наполнением портфеля муниципальных заказов «Автодоринжиниринга».

Сегодня такой бэкграунд крайне опасен. В лучшем случае вышестоящее руководство может принять решение о нецелесообразности дальнейшего пребывания Баннова в горадминистрации. В иной перспективе Банновым могут заинтересоваться правоохранительные органы.

Что касается непосредственно «Автодоринжиниринга», то для объективности уместно еще раз сообщить, что фирма работает на подрядах не только местных заказчиков из Самарской обл. Однако, судя по позиции ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Большая Волга», которое инициировало судебное разбирательство о взыскании с «Автодоринжиниринга» 13

млн р. неустойки, за пределами самарского региона также начали демонстрировать недовольство фирмой Кравчука. 30 июля 2024 г. Арбитражный суд Пензенской обл. в рамках дела №А49-4374/2024 планирует рассмотреть претензии «Большой Волги» к «Автодоринжинирингу».

Комментарии

Геннадий ГОВОРКОВ, депутат СГД (из стенограммы заседания СГД 25 июня 2024 г.)

- Хотел бы, чтобы таких организаций, как «Автодоринжиниринг», не было в Самарской обл. Чтобы не было у нас крючков, которые являются бенефициарами данной компании. Вот я хотел бы обратиться именно с такой просьбой. А таких организаций у нас, я думаю, что если сейчас коснуться каждой отрасли, будет очень много.

Вячеслав ФЕДОРИЩЕВ, врио губернатора Самарской обл. (из стенограммы заседания СГД 25 июня 2024 г.)

- Самое честное, самое открытое — пусть компании сами сейчас же уйдут, те, которые не справляются. А на конкурсы, которые будут организованы по открытым принципам, в соответствии с федеральными законами, придут десятки других.