Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №20 (927) | 24 июня 2024г.
 

Порода мельчает

Сурков-младший показал неспособность к стратегии коррупционных проектов

ИА «Центр-Инфо»

7 мая прокуратура Самарской обл. раскрыла информацию о том, что ООО «Специализированный застройщик «Глобал Вижн Девелопмент» (ООО «СЗ «ГВ Девелопмент») допустило существенную просрочку по строительству автодороги в Куйбышевском р-не г. о. Самара. За нарушение муниципального контракта компания и ее руководитель оштрафованы на 7,7 млн р. Они не смогли за бюджетные деньги проложить дорогу в микрорайон, где сами же ведут жилую застройку (проект «Амград»). Заметны признаки того, что проект строительства дороги к «Амграду» за бюджетный счет мог быть задуман в качестве механизма растления слабых на искушение монетизацией чиновников.

Прокурорская бдительность

Происходящее наглядно показывает, что владелец ООО «СЗ «ГВ Девелопмент» Геннадий Сурков (сын влиятельного в Самаре президента ГК «Виктор и Ко» Виктора Суркова) неспособен должным образом организовать работу даже там, где имеет двойной интерес. Прокуратура Куйбышевского р-на г. Самары в ходе проверки исполнения законодательства уличила ООО «СЗ «ГВ Девелопмент» в неисполнении обязательств по контракту в рамках национального проекта «Жилье и городская среда». Компания реализует девелоперский проект под коммерческим наименованием «Амград». Владельцем является Геннадий Сурков.

Согласно раскрытой информации, юридическое лицо ООО «СЗ «ГВ Девелопмент» и его директор Роман Губин были привлечены судом к административной ответственности по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ (бездействие, повлекшее неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом). Виновным назначено наказание в виде административного штрафа на сумму 7,7 млн р. «Установлено, что в апреле 2023 г.

департамент градостроительства г. о. Самара и ООО «СЗ «ГВ Девелопмент» заключили муниципальный контракт на сумму 153 млн р. на выполнение в срок до 30 ноября 2023 г. работ по строительству автомобильной дороги в Куйбышевском р-не города. Подрядная организация нарушила условия контракта, обязательства надлежащим образом в установленный срок не выполнила. На момент прокурорской проверки в апреле 2024 г. дорожные работы были выполнены лишь на 75%. По результатам рассмотрения представления об устранении нарушений закона, внесенного в адрес директора подрядной организации, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности», — сказано в официальном сообщении прокуратуры.

Прокуратура подчеркнула, что миллионные штрафы побудили подрядчика ускорить работу. «После принятых мер прокурорского реагирования подрядчиком сокращено отставание в видах работ, определенных графиком. На контроле прокуратуры района находится завершение строительства объекта, готовность которого в настоящее время составляет 95%», — отмечает прокуратура.

Курс на «Амград»

Следует отметить, что прокуратура в своем официальном сообщении не уточняла, где именно находится объект. Между тем из открытых источников известно, что 7 апреля 2023 г. департамент градостроительства (ДГС) г. о. Самара проводил запрос цен на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Территория в границах ул. Центральной, Южного ш., ул. Коммунальной и трассой перспективной магистрали общегородского значения в Куйбышевском р-не г. о. Самара. Строительство автомобильных дорог с дождевой канализацией, освещением и водоснабжением. Этап II». В указанных границах расположен мкрн «Амград». В сопроводительной документации было отмечено, что начальная цена контракта составляет 153,2 млн р., а заказчиком работ по разработке проектно-сметной документации по данному объекту является ООО «СЗ «ГВ Девелопмент».

24 октября 2023 г. Государственная инспекция строительного надзора Самарской обл. в мессенджере Telegram сообщила о проведении проверки на вышеназванном объекте. Было отмечено, что строительство автодороги ведет ООО «СЗ «ГВ Девелопмент», а заказчиком является ДГС г. о. Самара. Информационное сообщение сопровождалось фотографией строящейся автодороги, где на заднем плане видны «человейники» мкрн «Амград» (на фото). По всей видимости, в дальнейшем материалы проверки были переданы в прокуратуру.

Казалось бы, Геннадий Сурков должен иметь двойной интерес в скорейшей сдаче строящейся дороги. Во-первых, создание объектов инфраструктуры в девелоперском проекте повышает его ликвидность. Покупателям квартир намного приятнее осматривать жилье, перемещаясь по асфальтированной дороге, а не утопая по колено в грязи. Во-вторых, застройщик получил возможность не только контролировать процесс строительства дорожной инфраструктуры на территории своего девелоперского проекта, но и осваивать бюджетные средства в рамках реализации нацпроекта. Следует признать, что Геннадий Сурков мог развивать бизнес буквально в тепличных условиях. Застройщик заказал проектно-сметную документацию, сам же взялся исполнять работу с гарантированным финансированием из бюджета. Однако даже в таких условиях Геннадий Сурков продемонстрировал неспособность эффективно работать и подвел чиновников, которым необходимо отчитываться за строительство автодорог по нацпроекту.

Он вам не инфант

Назвать Геннадия Суркова абсолютным инфантом пока еще нельзя. По крайне мере, до тех пор, пока не выяснится истинный мотив срыва сроков строительства дороги за счет налогоплательщиков к его финансовому раю. Наиболее простая для понимания версия предполагает, что проект строительства дороги к «Амграду» за бюджетный счет мог быть задуман в качестве механизма растления податливых на искушения монетизацией чиновников. У этой версии есть сильные и слабые стороны. К сильным можно отнести то, что ДГС в течение последних 15 лет стал восприниматься в качестве одного из наиболее коррупционно опасных мест работы (см. «Хронограф» №12 (919) от 15.04.24). О слабых сторонах в контексте произошедших событий лучше не распространяться. Они явно не станут украшением т. н. деловых качеств Суркова-младшего в глазах его коллег по бизнесу и номенклатурного гламура самарщины.

Тем не менее при детальном анализе ситуации можно найти ряд признаков коррупционной составляющей. Важнейшим из них следует считать то, что тревогу насчет срыва сроков исполнения плана реализации проекта поднял не заказчик в лице ДГС. Складывается впечатление, что если бы не бдительность прокуратуры Куйбышевского р-на, то, возможно, до этой дороги и дела никому бы не было.

Следует отметить, что Геннадий Сурков уже не в первый раз разрушает ожидания доверившихся ему чиновников. Достаточно напомнить, что в 2020 г. подконтрольные Суркову-младшему бизнес-структуры выкупили АО «Племзавод «Кряж» за 159 млн р. Геннадий Сурков с пафосом рассказывал о планах развивать аграрное направление. Региональные власти предоставили инвестору земельный участок в Шенталинском р-не. Однако «великое начинание» закончилось тем, что ООО «ГВ «АгроПроекты» по-тихому избавилось от фермы, причем отдало за полцены. Забавно, что Геннадий Сурков даже этих денег не увидел и теперь пытается взыскать их с покупателя (см. «Хронограф» №14 (921) от 2.05.24). Остается признать, что Геннадий Сурков на данный момент демонстрирует неспособность организовывать работу по самым разным направлениям. За что бы ни взялся — не идут дела.