Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (919) | 15 апреля 2024г.
 

Капитализация Фетисовых

Зависит от стабильности обеспечения ООО «Стройсервис» госзаказами

Татьяна Федорова

21 марта, после затянувшейся с июля 2023 г. паузы, ООО «Стройсервис» вновь стало получать крупные госконтракты на ремонт сельских дорог. Это произошло буквально на следующий день после того, как Александр ФЕТИСОВ (на фото) вновь стал полноправным заместителем председателя правительства Самарской обл., избавившись спустя полгода от статуса врио. Тем временем в этот тревожный для семьи период его брату — бизнесмену Константину ФЕТИСОВУ — пришлось войти в состав собственников одного из сателлитов «Стройсервиса». Наличие у братьев взаимосвязанных интересов подпадает под определение коррупции.

Три «подарка» для «Стройсервиса»

16 февраля 2024 г. по заказу министерства транспорта и автомобильных дорог (минтранс) Самарской обл. в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении открытого конкурса №0842200002124000014 по объекту закупки «Ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской обл. «Самара — Волгоград» — Красноармейское — Пестравка на участке км 36+000 — км 65+600, расположенной в м. р. Красноармейский и Пестравский». Начальная цена заказа была установлена в 1,034 млрд р. За эту сумму планируется отремонтировать участок сельской автодороги длиной всего 29,6 км. В среднем — 35 млн р. за 1 км. С учетом данного обстоятельства складывается впечатление, что при формировании этого госзаказа смету накручивали максимально, используя для этого все доступные средства. Обычно такое можно наблюдать в случаях, когда заказ формируется при необходимости освоить как можно больше средств налогоплательщиков через специально подготовленный бюджетоприемник.

Заявки принимались до 4 марта 2024 г. Несмотря на явную привлекательность выставленного на конкурс заказа, желание принять участие в нем изъявило только ООО «Стройсервис» (ИНН 6375193305). С ним и был заключен контракт по начальной цене. Контракт был подписан 21 марта. Судя по техническому заданию, к работам должны были преступить в особо праздничный день — 1 апреля 2024 г. Окончание работ запланировано на 1 сентября 2025 г. Оплачивать работы будут двумя траншами. В 2024 г. выделят 700 тыс. р., остальное — в будущем году. Подобного рода график работ, исполнить которые при должном подходе можно было бы в течение 1 мес., свидетельствует о том, что могла возникнуть необходимость зарезервировать за конкретным лицом почти миллиардную сумму в бюджете Самарской обл. в 2025 г. Если данная версия верна, то это можно будет воспринимать в качестве признака неуверенности лоббистов ООО «Стройсервис» в сохранении своего влияния в будущем году.

В тот же день, 21 марта, между минтрансом и ООО «Стройсервис» был подписан еще один контракт — №2631580052324000024 — на «ремонт автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения в Самарской обл. «Осинки — Хворостянка» — пос. Прогресс, расположенной в м. р. Хворостянский». Длина этой сельской автодороги не превышает 10 км. При этом стоимость контракта составила 354,87 млн р. В среднем — те же 35 млн р. за 1 км.

Стоит отметить, что предыдущий контракт ООО «Стройсервис» получило 24 июля 2023 г. по объекту «Капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения в Самарской обл. Пестравка — Майский — Крюково на участке км 0+000 — км 3+000, расположенной в м. р. Пестравский». Контракт, предусматривавший ремонт трехкилометрового участка сельской дороги, был оценен в 158,6 млн р. В среднем 53 млн р. за 1 км.

Все три перечисленных контракта предусматривают ремонт сельских участков дорог, расположенных на территориях Пестравского, Хворостянского и Красноармейского р-нов. Три этих сельских муниципальных района образуют т. н. юго-западную межмуниципальную административную зону Самарской обл.

В транспортно-логистическом плане она считается тупиковой. По ней не пролегают даже малозначимые транзитные коридоры, соединяющие Самарскую обл. с соседней Саратовской обл. Это наименее загруженная часть дорожной сети Самарской обл. Следовательно, ремонтировать ее менее затратно, чем загруженные трассы. Хотя судя по цене заказов для ООО «Стройсервис» этого не скажешь. Кроме того, компактная локация работ создает условия для дополнительной оптимизации затрат.

Маленькая корпорация большой семьи

ООО «Стройсервис» было учреждено 23 мая 2008 г. в с. Марьевка Пестравского р-на с основным видом деятельности «Строительство автомобильных дорог и автомагистралей» и с минимально возможным уставным капиталом — 10 тыс. р. Директором ООО «Стройсервис» с 2010 г. записан Михаил Цибин. Единственным владельцем ООО «Стройсервис» с мая 2008 г. остается Алексей Гайдукевич. 20 февраля 2016 г. ООО «Стройсервис» получило новый юридический адрес: г. о. Самара, ул. Ленинская, д. 25, комн. 1-20. До 2015 г. на этом месте располагалась производственная база одной из крупнейших в Самаре управляющих компании в сфере ЖКХ — ООО «Альтернатива». В июне 2015 г. «Альтернатива» была признана банкротом.

Изучение аффилированных связей Михаила Цибина способно вывести на лиц из ближайшего окружения заместителя председателя правительства Самарской обл. Александра Фетисова. Михаил Цибин входит в состав учредителей ООО «Специализированный застройщик (СЗ) «Строй-Запад». Эта фирма была образована в марте 2019 г. для строительства жилой недвижимости. Учредителями ООО «СЗ «Строй-Запад» изначально были Наталья Тимоханова (25%), Юлия Бобровская (25%), Михаил Цибин (25%) и Олег Аксенов (25%). В мае 2022 г. Юлия Бобровская из своих 25 уступила 5% Анастасии Лукониной. С марта 2023 г. Анастасия Луконина занимает должность директора ООО «СЗ «Строй-Запад». Стоит отметить, что ранее Анастасия Луконина возглавляла в Самаре ТСЖ «Никитинская 30». По адресу этого ТСЖ зарегистрирован ряд компаний, в которых можно было увидеть в качестве соучредителя Александра Фетисова, до его перехода в правительство.

В свое время Тимоханова входила в состав учредителей ликвидированного ООО «Сам-Стройкомплекс». В 2012 г. в ЕГРЮЛ содержалась информация, что 90,91% в ООО «Сам-Стройкомплекс» принадлежало Александру Фетисову. По данным того же источника до 2012 г. он был единственным учредителем этой строительной организации, а до сентября 2005 г. — директором. На этом посту его сменила Тимоханова. Кроме того, Наталья Тимоханова и Александр Фетисов входили в состав учредителей ГСК «Никитинский-2». Причем Александр Фетисов находился в составе учредителей этого ГСК до декабря 2021 г. (см. «Хронограф» №26 (891) от 31.07.23).

В октябре-ноябре 2015 г. из ООО «Стройсервис» было выделено три юрлица — ООО «Асфальт-Поволжье» (ИНН 6317109270), ООО «Стройтранссервис» (ИНН 6317109488) и ООО «Дорожник» (ИНН 6317109696).

ООО «Асфальт-Поволжье» занимается арендой и лизингом строительных машин и оборудования. Руководит компанией Андрей Никульчев. Изначально учредителем ООО «Асфальт-Поволжье» был записан Виктор Служаев. 17 октября 2023 г. единственным владельцем ООО «Асфальт-Поволжье» стал Константин Фетисов, родной брат Александра Фетисова.

Непосредственно в госзакупках ООО «Асфальт-Поволжье» не участвует. При этом в 2023 г. оно получило выручку в сумме 90 млн р., что на 88 млн р. больше, чем годом ранее. По итогам 2023 г. уже с учредителем Константином Фетисовым ООО «Асфальт-Поволжье» зафиксировало прибыль 88,9 млн р., что оказалось сопоставимо с размером выручки. Назвать это иначе, чем выводом средств через показанную прибыль, сложно.

Тревожная осень 23-го

Заставить срочно вывести брата из тени могли политические обстоятельства осени 2023 г. По результатам состоявшегося 10 сентября 2023 г. единого дня голосования произошла пролонгация полномочий губернатора Самарской обл. Дмитрия Азарова. Буквально сразу после этого вокруг Азарова началась административно-политическая турбулентность. Одним из ее проявлений стал арест 16 ноября 2023 г. бывшего первого вице-губернатора — председателя правительства Самарской обл. (2019-2023 гг.) Виктора Кудряшова и врио министра строительства Самарской обл. (2023-2024 гг.) Михаила Асеева (см. «Хронограф» №38 (903) от 20.11.23). Весь тот период Александр Фетисов находился в статусе врио заместителя председателя правительства Самарской обл. Соответственно, была велика вероятность, что он не удержится в кабинете министров. То же самое можно было сказать и о главе минтранса Иване Пивкине, который также подвис в статусе врио министра (см. «Хронограф» №31 (896) от 2.10.23). Другими словами, участники цепочки освоения бюджетных средств через ООО «Стройсервис» осенью 2023 г. могли догадываться, что верхушка пирамиды способна рухнуть. Следовательно, настал момент действовать самостоятельно. В качестве упреждающей меры могло потребоваться введение в схему Константина Фетисова напрямую, минуя посреднические прокладки. Тем не менее, даже несмотря на это, пауза (с 24 июля 2023 по 21 марта 2024 г.) с заказами для ООО «Стройсервис» затянулась. Это могло быть обусловлено тем, что Александр Фетисов сумел избавиться от статуса врио заместителя председателя правительства Самарской обл. лишь 20 марта, спустя 3 дня после окончания выборов президента РФ. Полученные 21 марта сразу два контракта на общую сумму более 1,35 млрд р. можно воспринимать в качестве бонуса за потрепанные нервы.

Силу братских связей Фетисовых можно отследить на ряде других примеров. Тот же Андрей Никульчев записан директором ООО «Фининвест-Самара», в котором учредителем числится Константин Фетисов. Компания занимается покупкой и продажей недвижимости.

ООО «Стройтранссервис», созданное в ноябре 2015 г. путем выделения из ООО «Стройсервис», специализируется на аренде и лизинге автомобильного транспорта. Директором ООО «Стройтранссервис» записан Герман Ступак, а единственным владельцем — Константин Фетисов (см. «Хронограф» №1 (825) от 17.01.22). В 2023 г. выручка ООО «Стройтранссервис» составила 85,2 млн р., что на 77,6 млн р. больше, чем годом ранее. Прибыль по итогам 2023 г. была зафиксирована в размере 77,8 млн р., что сопоставимо с размером годовой выручки. ООО «Дорожник» не прижилось: вскоре после выделения из «Стройсервиса» оно было ликвидировано.

Уверенное наращивание портфеля «Стройсервисом» госконтрактов показывает, что у членов семьи Фетисова и их друзей дела складываются замечательно. Особенно после того, как Александр Фетисов сохранил за собой пост в правительстве Самарской обл. Тем не менее следует знать, что такое явление, как заинтересованность должностного лица создать условия для «получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами» четко описано в пп. «а», п. 1, ст. 1, ФЗ №273 «О противодействии коррупции».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.