Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №2 (909) | 22 января 2024г.
 

Формат пребенды Мурзова

Работодатель депутата СГД пополняется госконтрактами

Татьяна Федорова

10 января подписан контракт межу ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской обл.» и ООО «СамараТрансСтрой» (СТС) на содержание автомобильных дорог стоимостью 666,55 млн р. Ранее идентичный контракт был заключен с ООО «УльяновскТрансСтрой» (УТС) на сумму 897,3 млн р. ООО «СТС» и ООО «УТС» контролируются депутатом Самарской губернской думы (СГД) Андреем МУРЗОВЫМ (на фото). Этот факт был придан публичной огласке на пленарном заседании СГД. По сути, на примере Мурзова можно изучать возникновение нового формата пребенды (см. справку).

Котельников раскрыл карты

28 ноября 2023 г. на пленарном заседании СГД получила официальное подтверждение информация о том, что интересы крупнейшего исполнителя госконтрактов в дорожной сфере — ООО «СТС» — лоббирует депутат Андрей Мурзов. Во время процедуры награждения председатель СГД Геннадий Котельников зачитал следующий текст: «Уважаемые коллеги, председатель комитета нашей думы по промышленности, предпринимательству, торговле, информационным технологиям и связи, директор по стратегическому развитию общества с ограниченной ответственностью «СамараТрансСтрой» Андрей Валентинович Мурзов награжден нагрудным знаком «Почетный дорожник России». Котельников добавил: «Он молодец, знает свое дело, понимает его, чувствует и работает очень много». Действительно, Мурзов хорошо знает свое дело (см. «Хронограф» №10 (875) от 27.03.23). За последние три года только за ООО «СТС» числится 192 государственных контракта на сумму 118,83 млрд р. Это не считая родственных ООО «СТС» юрлиц с их государственными и муниципальным контрактами на десятки миллиардов рублей налогоплательщиков (см. «Хронограф» №6 (658) от 26.02.18).

Примечательно, что Андрей Мурзов был представлен именно как директор по стратегическому развитию ООО «СТС», хотя, судя по данным ЕГРЮЛ, он не имеет никакого отношения к этому обществу. В ЕГРЮЛ об Андрее Мурзове есть сведения только как о директоре и владельце ООО «Техкомплект» и ООО «Техкомплект-Ульяновск». Обе эти компании вполне могли бы принимать средства от СТС в рамках договоров субподряда или поставки услуг и материалов. 25 декабря 2023 г. (т.е. с момента создания) Андрей Мурзов еще и председатель правления Автономной некоммерческой организации «Хоккейная лига Самарской обл. «Скиф» (ХЛСО «Скиф»). Директором ХЛСО «Скиф» записан Альберт Галимов. Этот вид спорта, видимо, выбран был не случайно. Сейчас хоккей наравне с самбо считается президентским видом спорта. Кстати, вместе с президентом РФ Владимиром Путиным на лед выходят известные бизнесмены в сфере дорожного строительства в РФ Геннадий Тимченко, братья Аркадий и Борис Ротенберги.

Два кармана одного хозяина

Новый, 2024 г. для компаний Андрея Мурзова начался удачно. По данным портала Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок, 10 января с ООО «СТС» был подписан контракт на содержание дорог в Ульяновской обл.,

где заказчиком выступило областное ГКУ (ОГКУ) «Департамент автомобильных дорог Ульяновской обл.». Предмет контракта «Содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ульяновской обл. и искусственных сооружений на них». ООО «СТС» было единственным участником торгов. С ним был заключен контракт по начальной цене 666,55 млн р. Срок исполнения контракта определен с момента его подписания и до декабря 2024 г.

28 ноября 2023 г. был заключен контракт №2730302653023000054 с идентичным объектом закупки «Содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ульяновской обл. и искусственных сооружений на них». Стоимость этого заказа составила 897,34 млн р. Победителем было признано ООО «УТС». Срок исполнения контракта определен до конца т.г.

Согласно данным ЕГРЮЛ, ООО «СТС» было зарегистрировано 25 мая 2011 г. с уставным капиталом 10 тыс. р. Директором ООО «СТС» выступает Сергей Сурков. Единственным владельцем записан Олег Дорошенко. Дорошенко также числится единственным учредителем ООО «УТС». Данное общество было создано в 2013 г. в г.о. Димитровград Ульяновской обл. с уставным капиталом 10 тыс. р. Директором ООО «УТС» записан Павел Степанов. На данный момент ООО «УТС» имеет опыт участия в 95 государственных контрактах на сумму 17,5 млрд р.

Следует отметить, что разбивка закупки услуги содержания дорог Ульяновской обл. на два лота стала вынужденной мерой. Изначально еще 25 октября 2023 г. в ЕИС были размещены условия открытого конкурса в электронной форме №0168500000623004378 с объектом закупки «Содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ульяновской обл. и искусственных сооружений на них». Условия этого конкурса были подготовлены Агентством государственных закупок Ульяновской обл. Начальная цена контракта была заявлена на уровне 1,427 млрд р. Победителем влет было признано ООО «УТС». Однако в Федеральную антимонопольную службу России поступила жалоба от АО «Гипростроймост» (Ульяновская обл.). Жалоба была удовлетворена, а результаты открытого конкурса отменены. В решении комиссии ФАС России указывается, что «комиссия приходит к выводу, что формирование заказчиком, уполномоченным органом лота на выполнение работ с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 1,427 млрд р. приводит к увеличению объема оказываемых услуг, суммы обеспечения заявки, суммы обеспечения исполнения государственного контракта, а также цены выполненных работ по контрактам (договорам), предъявляемым участниками конкурса для подтверждения соответствия дополнительному требованию».

Наивный лепет Гипростроймоста

Проще говоря, специалисты АО «Гипростроймост» дали понять, что при столь крупном заказе мало кто из потенциальных участников сможет изыскать ресурсы и подтвердить наличие опыта столь же масштабных работ, чтобы хотя бы заявиться на конкурс. То ли дело, если бы заказ был разбит на более мелкие лоты. Тем не менее в АО «Гипростроймост» должны были понимать, что заказ был сформирован не для того, чтобы вызвать вокруг него конкурентную борьбу с целью экономии средств налогоплательщиков. В подобных случаях заказы формируются под конкретного исполнителя или группу связанных между собой лиц. Так оно и произошло после дробления одного лота на два поменьше.

Подавшее жалобу АО «Гипростроймост» (ИНН 7325069417) зарегистрировано в г.о. Ульяновск в 2007 г. с уставным капиталом 1 млн р. Основным видом деятельности при создании компании было заявлено строительство автомобильных дорог и автомагистралей. Генеральным директором АО «Гипростроймост» является Александр Шихов. Владельцами компании записаны Елена Костюк, Виктор Диденко и Игорь Кочергин.

АО «Гипростроймост» становилось поставщиком профильных для себя услуг в 181 государственном контракте на сумму 15,62 млрд р. На официальном сайте компании сообщается: «АО «Гипростроймост» в течение многих лет успешно участвует в развитии транспортной сети на территории Ульяновской, Нижегородской, Самарской обл., респ. Татарстан и Чувашия, а также в других регионах. Компания внесла заметный вклад в проектирование основных конструкций и технологии строительства мостового перехода через р. Волгу в г. Ульяновске» (http://www.gsm-ul.ru/projects).

Неспособность АО «Гипростроймост» кардинально сломить тенденцию может объясняться тем, что в отличие от своих конкурентов в лице СТС и УТС у него в штате на руководящей должности нет депутата регионального законодательного собрания в статусе председателя одного из ключевых профильных комитетов.

Справка:

Пребенда (средневековое от латинского слова praebenda) — название на Западе тех материальных средств, какие получаются духовными лицами всех категорий в виде земельных владений, домов для жительства клира, доходов по церкви, денежного жалованья. В каждой из западных стран пребенда имеет свою обширную историю, обнимающую собой ряд узаконений государственных и церковных, борьбу между властью светской и духовной, постановления соборов, конкордаты государей с папами и т. д. Пребенда назначалась по личному усмотрению епископа вследствие каждый раз особой просьбы о том клирика, отчего она называлась precaria (выпрошенное). Пребенды были особенно распространены в XII-XVI вв.

(Источник: «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона»: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890-1907)