Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №29 (681) | 1 октября 2018г.
 

Прозаседавшиеся

Вопрос о председателе СГД показал наличие кризиса власти

Егор Кошеров

24 сентября на пленарном заседании Самарской губернской думы (СГД) были прекращены полномочия депутата и председателя Виктора САЗОНОВА в связи с его смертью. Ожидалось, что в повестке заседания будет и вопрос об избрании нового председателя. Однако этого не произошло. Теперь процесс может затянуться на неопределенное время. Следовательно, системный кризис политических институтов области будет нарастать. Этого можно было бы избежать, если бы ротацию спикера провели летом, сразу после того, как Сазонов подал заявление о сложении полномочий.

На пленарном заседании ожидалось, что депутаты рассмотрят вопрос об избрании нового председателя СГД. Повестка дня несколько раз уточнялась. В результате вопрос о том, кто заменит умершего 20 сентября Виктора Сазонова (см. «Хронограф» №28 (680) от 24.09.18), так и не появился. На данный момент обязанности председателя СГД исполняет первый вице-спикер Екатерина Кузьмичева. Новый председатель СГД должен быть избран тайным голосованием из числа действующих депутатов, а в Безымянском избирательном округе № 11, по которому был избран Виктор Сазонов как одномандатник, должны быть организованы довыборы нового депутата. Довыборы назначаются на второе воскресенье сентября либо не позднее чем через год со дня досрочного прекращения полномочий депутата.

Отсутствие спикера в СГД сегодня уже нельзя назвать результатом проявленной политической осторожности со стороны представителей политической элиты региона. Сегодня речь разумнее вести о деградации политических институтов в Самарской обл. По имеющейся информации, еще в начале лета Виктор Сазонов написал заявление о сложении с себя полномочий по собственному желанию. Это решение было связано с тяжелым состоянием здоровья. Планировалось, что его отставка будет рассмотрена на внеочередном заседании СГД 8 июня 2018 г. (см. «Хронограф» №17 (669) от 4.06.18). Более того, отпустив Сазонова, СГД еще в июне могла успеть назначить довыборы по Безымянскому округу, совместив их с сентябрьскими выборами губернатора.

Однако ожидаемого события не произошло. Депутаты из «соображений политической осторожности» решили не совмещать, а подождать до выборов 9 сентября. Причем если Сазонов действительно писал заявление о сложении полномочий, то это означает, что депутаты пошли на прямое нарушение Регламента СГД. П. 2 ст. 5 главы 1 раздела 1 Регламента СГД (в ред. Постановления СГД №233 от 20 апреля 2017 г.) гласит: «Вопрос о досрочном освобождении от должности или добровольном сложении полномочий председателя Думы... без голосования и обсуждения включается в повестку (проект повестки) дня заседания Думы (в ред. Постановления СГД №68 от 24 апреля 2007 г.)». Мало того, т.н. народные избранники использовали нормативную базу СГД для сокрытия информации о состоянии законодательного органа от своих же избирателей. П. 6 вышеупомянутой статьи гласит: «Решение о досрочном освобождении от должности или добровольном сложении полномочий председателя Думы... оформляется постановлением Думы». В переводе на язык самарской номенклатуры это звучит более лапидарно: «Нет постановления — нет открытой информации о заявлении о сложении полномочий» . По крайней мере на запрос Областного аналитического еженедельника «Хронограф» о существовании такого заявления в природе и дате его написания в СГД предпочли не отвечать. Впрочем, Регламент СГД -документ для внутреннего использования, поэтому нечего общественности лезть во внутренние дела «слуг народа». Может, это вообще коммерческая тайна.

Так или иначе, выборы 9 сентября прошли, а отмашки об избрании нового председателя по-прежнему нет. Полгода нет. Никакой катастрофы регионального масштаба не произошло. Так, может, и не нужно никакого председателя? По крайней мере, ни один избиратель в Самарской обл. не задал вопрос: а спикер-то где? Это ли не констатация факта деградации политических институтов региона? Можно, конечно, рассуждать о том, что затягивание процесса выборов председателя СГД может быть выгодно стейкхолдерам войны корпораций федерального уровня, проявляющих интерес к ресурсной базе Самарской обл.

К их числу относят главным образом Группу «Газпром» Алексея Миллера и Госкорпорацию «Ростех» Сергея Чемезова (см. «Хронограф» №28 (680) от 24.09.18). Кроме того, активность могут проявлять и стремительно теряющие право на ренту местные бизнес-элиты. В первую очередь холдинг «Волгопромгаз» Владимира Аветисяна (см. «Хронограф №25 (667) от 3.09.18). Когда-то эти элиты инвестировали в мандаты депутатов СГД. Теперь они могут заняться разве что спойлингом текущих политических процессов.

На пленарном заседании СГД 24 сентября губернатор Самарской обл. Дмитрий Азаров несколько раз подчеркнул, что новая фигура спикера должна быть компромиссной и устраивать все политические силы региона. Екатерина Кузьмичева сообщила, что кандидатура нового председателя будет обсуждаться на внеочередной партконференции «Единой России», правда, дата ее проведения еще не назначена.

Собственно говоря, паралич политических институтов понятен. Сужение ренты в современной России (или — на языке биологии -сужение биологической емкости среды) на всех уровнях запускает видовые программы коллапсирования. Конкуренция кланов в этом случае в большей степени относится к ультимативным факторам. Это значит, что надежд на какие-либо компромиссы остается все меньше. Можно было бы «расшить» ситуацию за счет превалирования буквы закона, но это не в национальных традициях. Так что главной политической движущей силой сегодня остается война корпораций и ее проекции на регионы. Чем сильнее будет раскручиваться маховик войны, тем глубже регион будет погружаться в системный политический кризис.