Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №20 (630) | 26 июня 2017г.
 

Для дорогих гостей

Фонд капремонта потратит 1,8 миллиарда на подготовку к ЧМ-2018

Сейдамет Абреков

21 июня завершился прием заявок для участия в аукционе за право предоставить некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской обл. «Фонд капитального ремонта» (ФКР) невозобновляемой кредитной линии в размере 1,8 млрд р. Заемные средства ФКР планирует потратить на ремонт фасадов 242 многоквартирных домов в рамках подготовки Самары к Чемпионату мира по футболу 2018 г. К мундиалю готовиться, конечно, надо, но не за счет же ФКР. Подобная инициатива руководства ФКР в лице врио генерального директора Михаила АРХИПОВА дискредитирует саму идею существования ФКР.

Сказки для наивных

Извещение о проведении аукциона было размещено 5 июня на портале «Госзакупки». Искали тех, кто готов предоставить ФКР кредит 1,8 млрд р. сроком на 3 года за выплату процентов в размере 438,75 млн р. ФКР планирует потратить 1,8 млрд р. на работы, предусмотренные программой подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 г. (ЧМ-2018). Это направление расходов кредитных средств указано в материалах технического задания объявленного аукциона: «на выполнение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных вдоль гостевых туристических маршрутов, в рамках реализации мероприятий по подготовке г. Самары к проведению в 2018 г. чемпионата мира по футболу».

Правительство Самарской обл., будучи создателем ФКР, уже 7 июня поспешило дать пояснения, за счет чего будет произведено гашение данного кредита: «Выполнение работ по восстановлению фасадов домов на гостевых и туристических маршрутах ФКР планирует осуществить за счет средств, взятых в кредит, в объеме 1,8 млрд р...

Перенос сроков капитального ремонта фасадов и крыш с более позднего периода на текущий год положительным образом отразится на жизни жителей этих многоквартирных домов. При этом средства собственников, перечисленные региональному оператору, пойдут исключительно на финансирование расходов по капитальному ремонту. Использование этих денег на другие цели не допускается (ст. 179 ЖК РФ), поэтому возмещение процента по кредиту будет осуществляться в форме субсидий за счет средств областного бюджета. Погашение основной части кредита планируется за счет средств, полученных в рамках претензионно-исковой работы, проводимой региональным оператором по взысканию задолженности с собственников в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты ими взносов на капитальный ремонт» (http://www.samregion.ru/ press_center/news/21.06.2017/ski р/3/86922/). Т.е. фактически налогоплательщики Самарской обл., которые не проживают в г. Самаре и не имеют отношения к тем домам, которые якобы планируется отремонтировать в рамках подготовки Самары к ЧМ-2018, на протяжении ряда лет будут оплачивать последствия решений нынешнего руководства ФКР. И это на фоне того, что бюджет Самарской обл., который в свою очередь во многом формируется также за счет кредитных средств, испытывает серьезные сложности. О чем свидетельствует отмена в 2017 г. в Самарской обл. ряда льгот для пенсионеров и ветеранов.

Безумство замыслов

С момента регистрации 5 августа 2013 г. ФКР собственникам помещений в многоквартирных домах (МКД) неустанно твердят, что ежемесячно собираемые с них платежи в общий котел Фонда могут быть израсходованы строго по целевому назначению. Таковым является капитальный ремонт МКД.

Более того, федеральным законодательством, регулирующим деятельность ФКР, определено, что исключительно собственники помещений МКД вправе решать, что именно нужно ремонтировать в их доме. В большинстве случаев жителей старых МКД в первую очередь волнует качество технического состояния систем водо-, тепло- и электроснабжения дома, исправность кровли и чистота подвалов. Когда люди решают, что для них имеет более приоритетное значение при расходовании собранной части денег на ремонт МКД, красота фасадов отходит на последнее место. Также законодательством предусмотрен порядок расходования средств. Для этого заблаговременно на несколько лет вперед в ФКР формируется график участия МКД в плане капитальных ремонтов. Все это позволяет собственникам четко знать, когда в их доме начнется капремонт, а также быть уверенными в том, что отремонтируют то, за что они голосовали на собраниях.

Кроме того, может быть, и жителям домов, которые попали в некие гостевые и туристические маршруты, вовсе и не нужен ремонт крыш и фасадов. Вполне возможно, что на многих из этих домов необходимо ремонтировать инженерные сети, а не заниматься внешним видом. Это может вызвать возмущение уже самих жителей МКД, попавших в гостевой маршрут.

В данном же случае приоритет был отдан лишь одному критерию -расположение МКД вдоль некоего гостевого маршрута, который будет функционировать в считаные дни ЧМ-2018. О каких фундаментальных принципах очередности и учете мнения собственников здесь вообще можно вести речь? Вызывает удивление и то, что непонятно, на каком основании деятельность ФКР решили увязать с подготовкой к ЧМ-2018. Вернее вынуть из него деньги собственников квартир. Подобные действия руководства ФКР способны серьезно подорвать доверие граждан к институту централизованного сбора денег на капремонт.

Не менее примечательна ситуация с телом кредита. На подготовку домов вдоль гостевого маршрута к ЧМ-2018 ФКР потратит средства, полученные от кредитора. Однако возвращать деньги придется из общей кассы, сформированной за счет ежемесячных платежей собственников, ждущих в порядке установленной очереди ремонт своих МКД. Причем стоит подчеркнуть: взносы в ФКР поступают от жителей всех городов и иных муниципальных образований Самарской обл., но внеочередное расходование 1,8 млн р. пойдет на ремонт фасадов ограниченного количества МКД Самары (расположенных на неких гостевых и туристических маршрутах ЧМ-2018).

Есть время одуматься

Чтобы понять, насколько огромен для ФКР кредит в 1,8 млрд р., достаточно обратить внимание на то, что с начала своего полноценного функционирования — с 1 января 2014 г. ФКР израсходовал на капремонт суммарно по всей области чуть менее 6,5 млрд р. Подчеркнем, это за три полных года с начала полноценной работы ФКР.

Другими словами, 1,8 млрд р. -это без малого 30% от 6,5 млрд р. Т.е. ФКР в течение относительно непродолжительного периода существования тратил на плановый капремонт МКД в среднем по 2,1 млрд р. в год.

Выходит, что сегодня руководство ФКР, декларируя необходимость срочно отремонтировать определенную часть домов, на которые смогут взглянуть заезжие гости, готово потратить почти годовой бюджет ремонта, на который претендовали бы собственники МКД по всей области. Причем отстояв в очереди свое право на этот ремонт. Следовательно, очередь придется сдвигать, причем даже не на год, а на гораздо большее время. Ведь из бюджета фонда будет вынута почти годовая его часть, и где гарантия, что люди после всего этого сохранят доверие к ФКР и продолжат с прежней активностью вносить деньги.

Еще меньше гарантий тому, что заявленная 7 июня в правительственном пресс-релизе «претензионно-исковая деятельность ФКР» по взысканию якобы имеющихся долгов приведет к успеху. Крайне сомнительно, что ФКР, врио генерального директора которого является Михаил Архипов, сможет взыскать с кого-то в течение года 1,8 млрд р. Все это имеет признаки нецелевого расходования средств ФКР.

Известно много случаев, когда внешне солидные компании, набрав кредитов, оказывались неспособными их вернуть, после чего уходили под банкротство. Кто может дать реальную гарантию, что нечто подобное не повторится с ФКР после ЧМ-2018?

Таким образом, затея, которую пытаются реализовать в ФКР, способна в который раз дискредитировать и так не очень популярную в народе идею финансирования капитального ремонта домов через сбор денег в некие фонды.

На момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе до 21 июня 2017 г. не была подана ни одна заявка от тех, кто мог бы выдать кредит ФКР. Остается надеяться, что в ФКР, особенно на фоне пристального внимания президента РФ Владимира Путина к делам в Самарской обл., в т.ч. и футбольным, решили, что называется, «включить заднюю».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Дмитрий БУДАРИН, руководитель финансового департамента ФКР

- Постановлением правительства Самарской обл. от 29 ноября 2013 г. №704 утверждена государственная программа Самарской обл. «Подготовка к проведению в 2018 г. чемпионата мира по футболу» (далее — государственная программа). В рамках данной государственной программы реализуется целый комплекс мероприятий, направленных на создание необходимой инфраструктуры для проведения чемпионата мира по футболу, в т. ч. создание социальной инфраструктуры для приема гостей чемпионата и приведение внешнего облика г. Самары в соответствие с требованиями, предъявляемыми к городам — организаторам чемпионата мира по футболу. Одним из приоритетных направлений государственной программы является также проведение работ по ремонту фасадов и крыш 238 многоквартирных домов, расположенных вдоль гостевых и туристических маршрутов. Для выполнения указанных работ необходимо привлечение кредитных средств в размере 1,8 млрд р. в рамках действующего законодательства.

В соответствии со ст. 22 закона Самарской обл. от 21 июня 2013 г. №60-ГД «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской обл.» проведение капитального ремонта общего имущества осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В связи с тем что протоколы общих собраний содержат персональные данные собственников, то согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» Фонд не вправе размещать данную информацию на открытых источниках.