Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (579) | 28 марта 2016г.
 

Проблем на миллиард

МАК Вексельберга начал взыскивать неустойку с бывших партнеров

Сейдамет Абреков

10 марта в Арбитражном суде Самарской обл. прошло очередное заседание в рамках спора между ПАО «Международный аэропорт «Курумоч» (МАК) и ПАО АКБ «Связь-Банк». МАК пытается взыскать с банка почти 200,8 млн р. Параллельно МАК, контролируемый структурами Группы «Ренова», бенефициаром которой является Виктор ВЕКСЕЛЬБЕРГ, пытается взыскать еще 777 млн р. с АО «Компакт». Обе истории берут начало от строительства нового терминала аэропорта «Курумоч». Терминал работает уже более года, поэтому природа формирования неустоек размером почти на 1 млрд р. остается загадкой. Возможно, взыскивать их понадобилось из-за того, что кредиторы «Реновы» настаивают на возврате займов, выданных бизнесу Вексельберга для строительства аэропорта.

Гарантии и неустойки

Как выяснилось из судебных определений, «Связь-Банк», который на 99,6504% принадлежит Госкорпорации «Внешэкономбанк», предоставил банковскую гарантию №18-15/4902, датированную 28 сентября 2015 г. Сама по себе дата выдачи гарантии достаточно примечательна. Почему? Об этом несколько ниже. Пока же стоит обратить внимание на другую деталь. Если верить позиции МАК, из 200,8 млн р., составляющих сумму иска, 200,2 млн р. — это неустойка. Также в материалах суда сообщается о том, что «Связь-Банк» выдал банковскую гарантию АО «Компакт», которое в рамках договора подряда выполняло работы по строительству нового терминала аэропорта «Курумоч». Генеральным директором АО «Компакт» является Клименти Касрадзе. Компания зарегистрирована в Санкт-Петербурге и специализируется на крупных строительных подрядах.

Если быть точнее, то речь идет о договоре генерального строительного подряда 57/2013-ГП/МАК от 10 июня 2013 г., который был заключен между МАК и «Компактом». Поэтому неустойка, скорее всего, стала следствием действий именно подрядной организации. По крайней мере, «Компакт» был привлечен в качестве третьего лица в процесс спора между МАК и «Связь-Банком». Параллельно МАК пытается взыскать неустойку и напрямую с «Компакта», причем в размере более 777 млн р. Подробности этой истории также ниже.

МАК и «Компакт» уже успели отрапортовать о завершении работ по строительству нового терминала. На интернет-сайте МАК сообщается: «24 февраля 2015 г. официально открыт новый пассажирский терминал Международного аэропорта «Курумоч» (входит в холдинг «Аэропорты Регионов»). В событии... принял участие председатель правительства РФ Дмитрий Медведев... Напомним, в декабре 2011 г. был выбран стратегический инвестор для дальнейшего развития аэропорта «Курумоч», им стал холдинг «Аэропорты Регионов». Строительство нового аэровокзала Международного аэропорта «Курумоч» началось 19 июля 2013 г. Менее чем через полтора года, 24 декабря 2014 г., Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) выдало Разрешение на ввод в эксплуатацию нового пассажирского терминала с объектами сопутствующей инфраструктуры и Разрешение на ввод в эксплуатацию нового грузового комплекса со встроенными административно-бытовыми помещениями. Частные инвестиции в проект составили более 8 млрд р.». В качестве хозяина открытия нового терминала аэропорта «Курумоч» выступал Виктор Вексельберг (на фото), один из основных бенефициаров Группы «Ренова», которая является через цепочку юридических лиц собственником МАК.

Корпоративная сеть

Если говорить более детально, то с 27 сентября 2012 г. МАК (генеральный директор Николай Ульянов) на 100% принадлежит АО « Курумоч-Инвест» (генеральный директор Николай Ульянов).

Хотя ранее основным собственником МАК выступало ОАО «Корпорация развития Самарской обл.». Т.е. именно после 27 сентября 2012 г. собственниками МАК стали структуры Группы «Ренова» Виктора Вексельберга. Управлением МАК занимается АО Управляющая компания (УК) «Аэропорты Регионов» (генеральный директор Евгений Чудновский). Примечательно, что с 26 января 2016 г. Евгений Чудновский является еще и исполнительным директором Фонда детского дзюдо Крыма. В свою очередь «Курумоч-Инвест» — собственник МАК, на 99% принадлежит АО «Аэропорты Регионов» (генеральный директор Николай Ульянов). УК «Аэропорты Регионов» и АО «Аэропорты Регионов» на 100% принадлежат компании из Кипра «Фулгейт Консалтантс Лимитед».

С появлением «Реновы» в аэропорту «Курумоч» существенно изменилась корпоративная структура. Тот же АО «Курумоч-Инвест», который владеет 100% МАК, является единственным учредителем зарегистрированных на территории аэропорта ООО «Аэропаркинг», ООО «Аэропорт-Автопарковка», ООО «Кондор 2», ООО «Кондор 3», ООО «Расип Вип». Директором всех этих компаний является Константин Былинин. Также стоит назвать и ООО «ТЗК-Курумоч». Хотя, судя по показателям выручки, МАК — опорный бизнес, который концентрирует на себе самые внушительные обороты. Так, по итогам 2014 г. МАК показал выручку около 1,75 млрд р., « Аэропаркинг« — около 7,5 млн р., «Аэропорт-Автопарковка» — около 56 млн р., «Кондор 2» -около 2,7 млн р., «Кондор 3» — 199 млн р., «Расип Вип» — около 130,1 млн р. На круг получается около 2,1 млрд р. «ТЗК-Курумоч» размер выручки не раскрывает.

Инвестиции взаймы

Возвращаясь к теме открытия нового терминала аэропорта «Курумоч», можно отметить, что аналогичный текст, который был размещен на сайте МАК 24 февраля 2015 г., появился на сайте МАК 24 февраля 2016 г. под названием «Один год работы нового аэровокзального комплекса Международного аэропорта «Курумоч». Но в этом материале одна цифра существенно отличалась от той, что фигурировала в 2015 г. А именно, в редакции 2016 г. фраза об инвестициях зазвучала так: «Частные инвестиции в проект составили более 6 млрд р.». Вряд ли это опечатка. Цифры «6» и «8» на клавиатуре расположены не так уж и близко, чтобы ошибиться, набирая одну из них. Таким образом, об истинном размере инвестиций стоит только догадываться. Хотя сам МАК в отчетность за 2014 г. раскрыл информацию о том, что на балансе компании находится основных средств всего на 4,7 млрд р. Но наверняка аналогичный показатель за 2015 г. будет несколько выше, ведь открытие нового терминала произошло в начале 2015 г.

Кроме того, за рассуждениями о размерах инвестиций следует не забывать и о других цифрах. По итогам 2014 г. МАК раскрыл информацию о том, что компания имеет заемных средств по долгосрочным обязательствам более чем на 4 млрд р., по краткосрочным — еще на 180 млн р. Собственник МАК — «Курумуч-Инвест» — раскрыл информацию о том, что по итогам 2014 г. компания должна по долгосрочным займам и кредитам почти 3,5 млрд р. Т.е. общий размер задолженности получается примерно 7,7 млрд р. Таким образом, нетрудно догадаться, что т.н. «инвестиции», о которых рассуждают в «Ренове», есть не что иное, как банковские кредиты или другие займы, которые нужно возвращать.

Видимо, банкиры напрягают, раз МАК срочно понадобилось придумывать поводы для взыскания неустоек.

Вот тут как раз и стоит заострить внимание на том, что официально открытие терминала, который строил «Компакт», произошло 24 февраля 2015 г., а банковская гарантия со стороны «Связь-Банка», которая и стала предметом судебного разбирательства, была выдана уже 28 сентября 2015 г. Зачем она понадобились, если стройка официально была завершена? Но несмотря на такие странности, в МАК успели подсчитать размер неустойки. Причем, что немаловажно, не только в споре со «Связь-Банком», но и в судах непосредственно против подрядчика — АО «Компакт».

Так, 24 ноября 2015 г. в рамках дела №А55-28238/2015, по которому МАК пытался взыскать с «Компакта» неустойку в размере более 777 млн р., суд определил возвратить МАК его заявление. Арбитражный суд Самарской обл. указал, что поскольку «Компакт» зарегистрирован в Санкт-Петербурге, то необходимо обращаться по территориальной подсудности. Это, впрочем, не помешало МАК еще раз обратиться в Арбитражный суд Самарской обл. с аналогичным иском. Результат ожидаемо оказался тем же. Арбитражный суд Самарской обл. определил: «Передать дело №А55-29910/2015 на рассмотрение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской обл.». МАК попытался обжаловать это определение в апелляционном порядке, но 11 февраля 2016 г. суд второй инстанции оставил определение суда первой инстанции в силе. А значит, взыскивать неустойку в размере более 777 млн р. МАК придется по месту регистрации подрядчика.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Клементи КАСРАДЗЕ, генеральный директор АО «Компакт»

- Предметом искового заявления ПАО «Международный аэропорт «Курумоч» к АО «Компакт» является неустойка в размере около 777 млн р., начисленная истцом за нарушение промежуточных сроков выполнения работ по договору генерального подряда на строительство пассажирского терминала аэропорта «Курумоч». Исковые требования АО «Компакт» считает необоснованными, т.к. все работы по договору генерального подряда были полностью выполнены в предусмотренный срок. По договору генерального подряда на строительство терминала АО «Компакт» должно было завершить строительство объекта до 31 декабря 2014 г. Уже 29 декабря 2014 г. на основании 30С Федеральным агентством воздушного транспорта в отношении объекта строительства — аэропорта «Курумоч» — было выдано разрешение на ввод аэропорта в эксплуатацию.

Кроме того, с 29 декабря 2014 г. Международный аэропорт «Курумоч» начал обслуживать тестовые рейсы регулярных воздушных авиалиний в построенном терминале, а 9 января 2015 г. начал переводить часть регулярных рейсов на обслуживание в новый терминал. Уже 24 февраля 2015 г. председатель правительства РФ Д. Медведев официально открыл новый пассажирский терминал Международного аэропорта «Курумоч». По условиям договора генерального подряда соблюдение окончательного срока выполнения работ освобождает генерального подрядчика от ответственности за нарушение промежуточных сроков выполнения работ.