Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (203) | 22 октября 2007г.
 

Новый отопительный сезон

Вскрыл старые проблемы в системе

Борис Кротов

15 октября, несмотря на существующие долги муниципалитета перед теплоснабжающими организациями, начался пуск тепла по городу. Для снятия напряженности в отношениях с энергетиками МП г. о. Тольятти «Департамент ЖКХ» взяло на себя гарантийные обязательства по решению данного вопроса. 17 октября Тольяттинская гордума (ТГД) приняла решение о предоставлении МП бюджетного кредита 105 млн. р. для немедленного расчета с поставщиками, однако данная сумма закроет лишь половину задолженности, а сохранившаяся разница в системах расчета между населением, энергетиками и МП неизбежно приведет к новым долгам.

На конец недели в 90% жилого фонда была осуществлена подача тепла. Данная процедура прошла без серьезных сбоев, что подтвердило техническую готовность жилых объектов. Несмотря на то что для теплоснабжающих организаций сроки подачи тепла регламентируются местной властью, вновь обострился вопрос задолженности города, которая составляет порядка 240 млн. р. Эти объемы образовались за период с 2004 по 2006 гг. Основная доля долга сформировалась из-за существующей разницы в системе расчета между конечным потребителем, МУ «ДЖКХ и С» и поставщиками: население рассчитывалось с МУ по нормативу, департаменту поставщики предъявляли по фактическим затратам энергоносителя, которые рассчитываются исходя из температуры наружного воздуха. В результате образовались сверхнормативные платежные обязательства перед поставщиками, которые по законодательству невозможно было предъявить к оплате населению и должны были компенсироваться за счет бюджетных ресурсов тех периодов.

МУ «ДЖКХ и С» без наличия соответствующих решений судов не могло признать сверхнормативные объемы потребления и принять их к оплате, поскольку они не были предусмотрены ни в его доходах, ни в городском бюджете. На сегодняшний день по ОАО «ТЕВИС», МУП ПО КХ и ОАО «ВоТГК» такие решения существуют, поэтому остро встал вопрос погашения старых долгов. В связи с тем что сегодня процедура ликвидации МУ «ДЖКХ и С» находится в стадии завершения, идет проверка образовавшихся задолженностей. По тем, которые признают возможным взыскать, будет вестись претензионная работа. Неликвидные же обязательства должны быть компенсированы за счет бюджета. Директор МП «ДЖКХ» Виктор Попов (на фото) комментирует сложившуюся ситуацию следующим образом: «Данная ситуация могла бы быть невозможна, в случае если бы сверхнормативные затраты своевременно закладывались в бюджет». Сегодня же для оперативного снятия напряжения в отношениях с энергопоставщиками на заседании ТГД 17 октября был инициирован вопрос о предоставлении МП бюджетного кредита в размере 105 млн. р., что позволит закрыть половину долга.

На прошлой неделе стартовал новый отопительный сезон, однако сохраняется старая система расчета. Как комментирует директор МП «ДЖКХ», к началу первого квартала 2008 г. возникнет новый дисбаланс между предъявлениями поставщиков и начислениями населению. Например, по Автозаводскому р-ну он составит 110 — 115 млн. р. Несмотря на то что по законодательству существует возможность доначислять населению затраты по сверхнормативному потреблению, понимая, что такие методы повлекут социальный взрыв, ни один город РФ не пошел на такие меры, а издержки традиционно закладываются в городской или областной бюджеты. Решить проблему стопроцентного расчета населения с поставщиками за тепло может массовая установка приборов учета на входе в жилой объект, что позволит каждому потребителю предъявлять фактические затраты. Пока условия для данного процесса только формируются, участие города в стабилизации ситуации просто неизбежно.

Кроме того, при планировании деятельности на очередной год необходимо учитывать и постоянную составляющую в недосборах в размере 5% от общего числа плательщиков. Такая ситуация складывается по всему миру. Данные объемы просто невозможно взыскать с населения: порядка 150 млн. р. в год. Так называемые «виртуальные должники» по-прежнему будут дестабилизировать деятельность по управлению жилфондом и создавать необходимость прибегать к кредитным ресурсам.