Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (203) | 22 октября 2007г.
 

Новая стратегия АБД

Потребовала смены руководящих кадров

Илья Ковальчук

В середине октября ушел в отставку председатель правления тольяттинского КБ «Автомобильный банкирский дом» Михаил ЗИЛЬБЕРШТЕЙН (на фото). Новым руководителем АБД станет бывший вице-президент близкого ФГУП «Рособоронэскпорт» Новикомбанка Владимир ОХЛОПКОВ. Перед ним поставлена задача превратить АБД в банк международного уровня, который будет кредитовать физлиц на приобретение вазовских автомобилей не только в России, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Автомобильный банкирский дом (АБД) Михаил Зильберштейн возглавил в 2001 г. На этом посту он сменил прежнего председателя правления банка Наталью Афонину, ставшую его заместителем. Автомобильный банкирский дом (АБД, ранее банк «Волна») был создан в Москве в 1994 г. Во второй половине 90-х гг. эта кредитная организация была выкуплена топ-менеджерами ОАО «АВТОВАЗ», а ее головной офис перенесен в Тольятти. К осени 2005 г. акционерами банка являлись автозавод, связанные с ним ОАО «Автомобильный всероссийский альянс» (АВВА) и ЗАО «Центральное отделение «Автомобильной финансовой корпорации» (ЦО АФК), а также топ-менеджеры АВТОВАЗа. После отставки председателя совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Владимира Каданникова из состава акционеров АБД вышли все физические лица, а принадлежащие им акции были зарегистрированы на сам автозавод, а также АВВА и ЦО АФК. К середине октября 2007 г. 100% акций АБД были пропорционально распределены между этими тремя структурами. Вскоре после назначения Зильберштейна АБД, до того действовавший в основном как расчетный центр своего основного акционера — ОАО «АВТОВАЗ», начал развивать работу с другими клиентами, в первую очередь программу автокредитования физических лиц в партнерстве с дилерами АВТОВАЗа. Инициатором запуска этой программы являлся именно Михаил Зильберштейн.

На прошлой неделе стало известно, что Михаил Зильберштейн подал в отставку с поста председателя правления АБД. Как сообщили в пресс-центре АВТОВАЗа, он был «по соглашению сторон освобожден от должности» 15 октября 2007 г. И. о. председателя правления банка была назначена Наталья Афонина. При этом в пресс-релизе отмечалось, что Михаил Зильберштейн остается членом наблюдательного совета АБД.

Многие самарские и тольяттинские банкиры предполагали, что его сменит топ-менеджер какого-нибудь крупного московского сетевого банка, который будет выстраивать работу АБД по автокредитованию в регионах. Однако, по неофициальной информации, собственник АБД — Группа «АВТОВАЗ» — принял решение в пользу «своего» человека. Новым руководителем АБД будет назначен топ-менеджер московского Новикомбанка, приближенного к ФГУП «Рособоронэкспорт», Владимир Охлопков.

В банковских кругах Москвы он известен как один из тех, кто создавал в конце 80-х Инкомбанк. Позже Охлопков был инициатором создания банка «Деловая Россия», президентом которого он являлся до момента отзыва лицензии в 1997 г.

На АВТОВАЗе прокомментировать назначение нового руководителя затруднились. С самим Владимиром Охлопковым связаться не удалось. Однако один из сотрудников Новикомбанка подтвердил, что Охлопков уже уволен с должности вице-президента и переведен на работу в Тольятти. О характере его новой работы в Новикомбанке говорить отказались. По неофициальной информации, уже на этой неделе документы на назначение Владимира Охлопкова председателем правления АБД должны поступить в Главное управление ЦБ РФ по Самарской обл. Примечательно, что в конце сентября председателем совета директоров банка стал первый вице-президент Группы «АВТОВАЗ» Александр Пронин, который в ближайшем будущем должен возглавить сервисно-сбытовой холдинг ВАЗа. Также на баланс вновь созданного холдинга предполагается передать акции АБД, принадлежащие АВВА (около 33%). В дальнейшем в собственность холдинга перейдет и аналогичный пакет акций АБД, принадлежащий в настоящее время ЦО АФК и, возможно, ОАО «АВТОВАЗ».

Эти назначения лишний раз подтверждают планы АВТОВАЗа в отношении АБД. Банк будет действовать как дочерняя структура Группы «АВТОВАЗ», кредитующая физических лиц на приобретение автомобилей производства АВТОВАЗа. По аналогичной системе работает ряд иностранных корпораций — Ford (Ford Credit), Volkswagen AG (Volkswagen Group Finance), General Motors (G-MAC), Toyota (Toyota Kreditbank GmbH) и др.

По неофициальной информации, перед новым руководителем поставлена глобальная задача превратить АБД в банк сначала федерального, а затем и международного уровня. Еще в конце прошлого года представители банка заявляли о планах по расширению своего территориального присутствия. В частности, в программе развития банка предусматривалось «расширение региональной сети представительств и открытие кредитно-кассовых офисов». Организация представительств и ККО может быть вызвана как необходимостью более активной кредитной поддержки продаж автомобилей производства ВАЗа, так и высоким уровнем просрочек при дистанционном кредитовании.

Скорее всего, помимо работы на территории России через сеть ККО АБД в дальнейшем выйдет на рынки ближнего и дальнего зарубежья — в те регионы, где идут продажи вазовских автомобилей. Можно предположить, что банк в первую очередь начнет работу на территории ряда стран СНГ, таких как Украина и Белоруссия, а в дальнем зарубежье — в таких странах, как Иордания и Египет. Однако в какой форме АБД планирует присутствовать на этих территориях — неизвестно. Не исключено, что АБД обзаведется иностранными «дочками» (аналогично Toyota Kreditbank GmbH, зарегистрировавшему в России летом 2007 г. дочернее ЗАО «Тойота Банк»).

Однако это потребует огромных инвестиций в развитие банка, особенно учитывая, что сейчас АБД находится в середине топ-10 банков Самарской обл. По информации сайта Saminvestor.Ru, после перевода части акций АБД на сервисно-сбытовой холдинг собственники тольяттинской кредитной организации планируют проведение нескольких крупных допэмиссий для увеличения собственного капитала банка. Также на первое полугодие 2008 г. запланирован выпуск второго облигационного займа. Первый — на 3,5 млрд. р., обеспеченный автокредитами, проводился в сентябре 2007 г.

Предполагается, что это позволит банку сделать более выгодными для заемщиков условия по кредитованию на приобретение автомобилей Lada по программе «Lada Финанс». Параметры второго займа пока неизвестны. Впрочем, один из тольяттинских банкиров считает, что он будет «на порядок крупнее предыдущего».

Получить комментарии в АБД не удалось. В пресс-центре АВТОВАЗа по этому поводу заявили, что данная информация является «коммерческой тайной и до официального раскрытия разглашению не подлежит».

Справка:

Показатели АБД на апрель 2007 г.:

- валюта баланса — 7,660 млрд. р.;

- кредиты, выданные коммерческим организациям, — 0,9 млрд. р.;

- средства юридических лиц -2,578 млрд. р.;

- средства частных лиц — 0,859 млрд. р.;

- уставный фонд — 0,351 млрд. р.;

- собственный капитал — 1,674 млрд. р.

www.banks-rate.ru