Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (203) | 22 октября 2007г.
 

Алексей Ушамирский:

Мы не должны распылять бюджетные средства

Татьяна Никонорова

В самом разгаре работа согласительной комиссии в Самарской губернской думе по рассмотрению проекта областного бюджета на 2008 — 2010 гг. Об итогах рассмотрения социальных вопросов, а также о своем видении схем финансирования федеральной целевой программы (ФЦП) «Жилище» корреспонденту «Хронографа» рассказал председатель комитета по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике Самарской губернской думы Алексей УШАМИРСКИЙ.

- Алексей Константинович, как известно, все члены согласительной комиссии, кроме вице-спикера Николая Мусаткина, состоят во фракции ЕР. Следовательно, формирование согласительной комиссии стало поводом для протестов представителей тех фракций СГД, которые в согласительную комиссию не попали. По вашему мнению, как фракционный состав членов согласительной комиссии повлияет на ее работу?

- Никак не повлияет. Кстати, не все члены согласительной комиссии являются членами «Единой России». Я не уверен, что все члены правительства, входящие в комиссию, имеют членские билеты партии. Да, десять руководителей думских комитетов состоят во фракции, но это ни о чем не говорит. Вообще политические мотивы мы стараемся оставлять за порогом согласительной комиссии, нами движет одно желание — распределить средства областного бюджета так, чтобы он был эффективным и приносил ощутимую пользу всем жителям области. А то, в какой партии состоят члены комиссии или множество людей, которых мы приглашаем принять участие в ее работе, по большому счету неважно. Отдельно еще хочу сказать, что вице-спикеры, а их в думе пятеро, принимают участие в работе согласительной комиссии по решению спикера думы Виктора Сазонова. На каждое заседание он назначает того или иного заместителя или сам принимает участие в работе комиссии. Несмотря на плотный график (в среднем два заседания в неделю), Виктор Федорович старается участвовать во всех наших заседаниях.

Состав комиссии легитимен, он был определен поправками в закон «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе Самарской обл.». Если помните, поправки были вынесены на наше рассмотрение в конце июня. Мы рассматривали также и альтернативные варианты формирования этой комиссии, в результате считаю, что был принят оптимальный вариант. У всех депутатов есть право законодательной инициативы и возможность внесения поправок. Все депутаты СГД заняты в работе комитетов, соответственно свои предложения по увеличению либо сокращению некоторых статей бюджета у них всегда есть возможность представить.

Поэтому права других фракций никоим образом не ущемлены. Думаю, и представители фракций подтвердят мои слова. В работе согласительной комиссии мы уже перешли «экватор», до 10 ноября мы закончим работу над бюджетом и будем готовы представить его для голосования во втором чтении. До сих пор никаких принципиальных разногласий ни с одним депутатом у нас не возникло.

- При подготовке проекта бюджета-2008 губернатор Владимир Артяков вернул не устраивающий его вариант на доработку, поскольку он не соответствовал его пожеланиям об увеличении расходных статей на социальную сферу. Как депутаты учитывают пожелания губернатора при работе над итоговым проектом?

- Социальный блок вниманием наших депутатов не был обделен никогда. По этому вопросу есть четкая позиция фракции «Единой России» в думе и есть активная позиция депутатов- одномандатников , которые отстаивают интересы жителей тех округов, в которых они были избраны. Тесная связь с территориями наших депутатов, обращения руководителей муниципалитетов за помощью в решении самых острых социальных вопросов дают нам полную картину истинных потребностей людей. Большинство проблем связаны с социальной сферой. Мы заинтересованы в том, чтобы в бюджете появилось как можно больше средств на решение этих проблем, и видим, что правительство, верстая свой вариант бюджета, тоже об этом думает. Другое дело, что денег на все не хватает, поэтому приходится выделять самые важные, самые острые проблемы, которые требуют незамедлительного финансирования.

Не случайно, что мы начали работу согласительной комиссии с рассмотрения вопросов, касающихся каждого жителя, — образования, здравоохранения, жилищного строительства. В бюджете следующего года возрастут затраты на образование. Общая сумма расходов на эту сферу составляет почти 11 млрд. р. В основном за счет этих средств будет финансироваться заработная плата педагогам. В 2008 г. ее планируется повысить на 7%. Средний заработок при этом составит порядка 9 тыс. р. без учета всех существующих надбавок. Затраты на здравоохранение — более 22 млрд. р. Еще несколько лет назад о таких цифрах мы и мечтать не могли. Но хочу заметить, что трехлетний бюджет, который мы впервые будем принимать в этом году, отличается от прошлых лет не только абсолютными цифрами. Бюджет составляется таким образом, чтобы можно было оценить эффективность вложения средств -по каждому распорядителю бюджетных средств, по каждому объекту финансирования. Для нас важно, каких конкретно результатов мы добьемся, вкладывая деньги в то или иное направление. Поэтому на заседаниях комиссии я твердо отстаиваю свою позицию: мы не должны распылять бюджетные средства. Считаю, что в капитальном строительстве, например, мы не должны начинать строительство новых объектов, пока не закончим старые.

Нам надо сконцентрировать финансовые ресурсы и направить их на скорейшее завершение пусть 5 — 10 объектов, а не распылять их на десять лет на 40 — 50 строек. Надо набраться мужества и продать или найти инвесторов на те объекты, которые областной бюджет не должен финансировать, как, например, завод по производству кумыса. Ну не дело области финансировать коммерческие, по сути, проекты. Этим должны заниматься инвесторы. Если это экономически выгодно, они сами построят этот завод. Я вижу, что и новый состав правительства это понимает, поэтому разногласий на заседаниях комиссии у нас практически не возникает.

- Поскольку мы заговорили о решении проблем социальной сферы, нельзя не коснуться еще одной важной составляющей социальной стабильности региона. Речь идет о доступном жилье. В конце мая этого года Самарскую обл. посещала делегация членов Общественной палаты РФ. Целью их визита были проблемные аспекты и реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье -гражданам России». В ходе визита были отмечены неудовлетворительные темпы реализации этого наппроекта. Более того, не так давно темпы реализации нацпроекта были раскритикованы губернатором области Владимиром Артяковым. Реализация этого государственного проекта вступает в завершающую фазу, и поэтому от того, какие расходные статьи будут утверждены, зависит итоговый результат. Финансирование ФЦП «Жилище» на согласительной комиссии пока не обсуждалось, поэтому в первую очередь хотелось бы знать, какова будет позиция депутатов по этому вопросу.

- Жилищная проблема влияет на все аспекты нашей жизни — здоровье, культуру и развитие целых отраслей. Например, нет смысла говорить о реализации другого национального проекта «Развитие АПК», если его фактически просто некому будет исполнять. Если мы сейчас упустим этот момент, то в сельские районы нашей области просто никогда не пойдут инвестиции, по крайней мере частные. Поскольку человеческого ресурса там просто не будет.

К решению данных проблем следует подходить системно. Следует учитывать специфику территории. В Самаре, где жилой фонд более изношен, большую часть средств направлять на расселение граждан из ветхого и аварийного фонда, в Тольятти большее внимание уделять строительству объектов коммунальной инфраструктуры. Для сельских районов требуется дополнительный акцент на подпрограмму «Молодой семье — доступное жилье». Но силами только областного бюджета эту проблему не решить. Нужна помощь федерального бюджета, нужны усилия и добрая воля муниципалитетов для создания комфортных условий для инвесторов жилищного строительства. Думаю, уже в скором времени мы увидим реальный результат тех усилий, которые областные власти предпринимают для решения этой проблемы.