Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (200) | 1 октября 2007г.
 

Реформируя энергетику

Энергосбытовые компании не находят понимания в СГД

Татьяна Никонорова

25 сентября на пленарном заседании Самарской губернской думы (СГД) депутатами было поддержано принятие проекта федерального закона №449041-4 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию единой энергетической системы России». По ряду признаков рассмотрение этого вопроса можно было назвать формальным, депутаты ограничились заслушиванием одобрительного доклада представителя ОАО «ВоТГК» (ОАО «ЕГК-7»). Вместе с тем более мелкие игроки энергетического рынка отмечают, что СГД в отношении энергетики, как региональной, так и федеральной, очень часто старается избегать решения принципиальных вопросов.

Законопроект, касающийся мер реформирования РАО «ЕЭС России», был принят Государственной думой РФ в первом чтении. Его принятие предполагает переход в окончательную фазу реформирования РАО. На заседание комитета по нефтехимии, топливно-энергетическому комплексу и охране окружающей среды СГД представители ОАО «ТГК-7» особых претензий к законопроекту не высказывали. Это могло бы выглядеть удивительным, если принять во внимание тот факт, что законопроектом отменяется плата за технологическое подключение объектов к уже существующему сетевому хозяйству, что даже на первый взгляд для участников энергетического рынка представляется невыгодным. Однако все встает на свои места, если учесть, что ОАО «ВоТГК» входит в структуру РАО ЕЭС России, а сам законопроект разрабатывался с подачи председателя правления РАО Анатолия Чубайса (на фото).

Принятие решений в СГД по подобным вопросам можно назвать техническими, поскольку оно проводится в рамках взаимодействия законодательной власти разных уровней. Государственная дума приняла соответствующий законопроект 7 сентября. Член комитета по энергетике, транспорту и связи ГД РФ Валерий Язев рекомендовал депутатам поддержать законопроект в первом чтении, а ко второму доработать. Более того, предполагается, что на 8 октября комитетом запланированы парламентские слушания, на которых будет обсуждаться законодательная база, обеспечивающая завершающий этап реформирования единой энергетической системы России.

Изменения, в частности, касаются уточнения даты окончания переходного периода реформирования отрасли — 1 июля 2008 г. Устанавливается возможность государственного регулирования тарифов на срок не менее пяти лет. Кроме того, отменяется обязательное лицензирование продажи электроэнергии гражданам, а также платы за технологическое подключение к электрическим сетям. Также данным законопроектом предполагается отменить обязательное лицензирование энергосбытовых организаций.

Между тем федеральный законопроект не везде находит безоговорочное одобрение. Например, депутаты законодательного собрания Челябинской обл. приняли решение сохранить механизм технологического присоединения потребителей к электрическим сетям.

ОАО «Челябэнерго» сумело доказать, что принятие этого акта смогло бы затормозить темпы развития энергетики региона, т. к. исключило бы дополнительный источник финансирования сетевого комплекса. В перспективе, по мнению представителей ОАО «Челябэнерго», может возникнуть дефицит пропускной способности электрических сетей и отказ сетевых компаний потребителям в присоединении их энергоустановок к электросетям. Депутатами было принято решение сохранить механизм технологического присоединения потребителей к сетям.

В ряде регионов были приняты решения о стоимости технологического подключения и методике расчетов и утверждения стоимости присоединения. С подобными предложениями мелкие сбытовые организации на уровень СГД выходили в прошлом году. Однако решение по данному вопросу было принято не в пользу них — стоимость подключения оценили около 3 тыс.р. за Квт, хотя, например, в Москве оно стоит порядка 45 тыс.р. за Квт.