Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (200) | 1 октября 2007г.
 

Кормушка для ФПГ

Управление сызранским муниципалитетом способно принести неплохой доход

Егор Кошеров

На этой неделе мэрия Сызрани может начать подсчитывать размер очередного профицита бюджета по итогам работы за 9 месяцев. Профицит бюджета по итогам работы в первом полугодии составил почти 50%. Причем, как показывает практика, наполняемость бюджета в первом полугодии всегда ниже, чем во втором. В этой связи наблюдатели полагают, что Сызрань ожидает беспрецедентное по размерам превышение бюджета. Это позволит более вольно распорядиться «упавшими с неба» деньгами. Отдельные депутаты Сызранской думы высказывают опасения, что финансисты мэрии Сызрани намеренно создали предпосылки для появления незапланированных денег.

Бюджет Сызрани на 2007 г. утвержден таким образом: доходы — 1 172, 473 млн. р., расходы — 1 204,624 млн. р. Т. е. бюджет проектировался как дефицитный. Однако по итогам первого полугодия текущего года доходы сыз-ранского бюджета уже составили 701 млн. р., что больше запланированного почти на 44%. Т.е. получен огромный профицит, который уже потихоньку стали делить. Стоит напомнить, что такая картина наблюдалась и в прошлом году. Составленный с дифицитом бюджет 2006 г. при исполнении дал профицит около 40%.

Обывателям такую работу мэрии преподносят как сверхуспешную. Однако специалисты прекрасно понимают, что расходование средств, полученных сверх плана, очень сложно проконтролировать. Финансистам, которые занимаются планированием данного финансового документа, об этом хорошо известно. И все же мэрия Сызрани предпочитает идти на это из года в год. Чтобы понять, кто в этом случае может быть истинным выгодополучателем, достаточно проанализировать принадлежность высокопоставленных чиновников мэрии к тем или иным бизнес-структурам.

Выборы Виктора Хлыстова осенью 2004 г. мэром Сызрани привели к тому, что с подачи Группы «СОК» в должности заместителя по экономике и финансам мэра появилась Татьяна Пилина.

В СОКе Пилина трудилась с 1994 г. Работала главным бухгалтером фирмы «СОК», заместителем генерального директора по экономике -начальником финансово-экономического управления ОАО «Пластик», заместителем генерального директора по координации финансов и экономике на ОАО «Ижмаш» и т. д. Учитывая ее послужной список, утверждать, что она могла допустить просчеты в проектировании бюджета — это значит очень сильно ее оскорбить.

Из этого следует, что Пилина прекрасно знала истинную цену спроектированных с дефицитом бюджетов.

Одним из «бездонных» направлений для освоения профицитных средств является отрасль ЖКХ. В бюджете 2007 г. на нужды сызранского ЖКХ заложено 309,680 млн. р. Кроме того, солидная подпитка идет за счет профицита. Постоянные скандалы вроде отремонтированные крыши текут, неотремонтированные дороги и т.д. — все это дает широкие возможности для работы с муниципальными заказами.

Однако еще более привлекательными оказались деньги, уплаченные населением за коммунальные услуги. Средства поступают на 50 с лишним тыс. лицевых счетов. Это около 70 млн. р. ежемесячно. Далее загадка. Население платит исправно, а вот у муниципальной управляющей компании МУП ЖЭС огромные долги перед всеми, перед кем только можно, особенно энергетиками. Кроме того, пришедшие во власть бизнесмены действуют по привычной схеме: периодически объявляют МУП банкротом и ликвидируют, а вместо него учреждают новую компанию. До МУП ЖЭС, например, было МУП ЖУК. Его обанкротили в прошлом году и уже ликвидируют.

Муниципальные предприятия хороши тем, что их счета не нужно держать в казначействе и они практически бесконтрольны.

Еще одна интересная строка — капвложения. В следующем году грядет 325-летие Сызрани. Областное правительство разработало план мероприятий по этому поводу и выделило 100 млн. р. дополнительно на ряд объектов — реконструкцию роддома, краеведческого музея, стадиона «Центральный», но при условии 40-процентного софинансирования из городской казны.

Все это более чем наглядно демонстрирует, что контроль над органами муниципальной власти способен принести солидную выгоду региональным ФПГ.

Примечательно, но в течение предстоящих трех лет в Сызрани запланированы два дефицитных бюджета и лишь один профицитный.

Справка:

Параметры бюджетов г. Сызрани на 2008 — 2010 гг.:

На 2008 г.- доходы 1,298 млн. р. — расходы 1,350 млн. р. -дефицит51,831 млн. р.

На 2009 г.- доходы 1,342 млн. р. — расходы 1,367 млн. р. — дефицит 24,308 млн. р.

На 2010 г.-доходы 1,438 млн. р. — расходы 1,420 млн. р. — профицит 18,586 млн. р.