Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (193) | 23 июля 2007г.
 

Капкан для АИСТа

На местном телекоммуникационном рынке зреет волна слияний и поглощений

Георгий Кизельгур

Последнее время ЗАО «АИСТ» через СМИ активно заявляет свою новую стратегию развития: выход на региональный уровень, которая не исключает поглощение АИСТом самарских телекоммуникационных компаний. Одновременно с этим появилась информация о том, что ЕБРР, возможно, будет вынужден расстаться с пакетом акций АИСТа. Если пакет не будет приобретен нынешними акционерами АИСТа, то вероятно появление в структуре собственности АИСТА нового акционера. Другой телекоммуникационной компанией, проводящей региональную экспансию в Самарском регионе, является ОАО «Комстар — Объединенные ТелеСистемы». Аналитики предполагают, что интересы обеих компаний в Самарском регионе уже пересеклись.

Катализатор перемен

На официальном сайте Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) банк сам себя называет катализатором перемен. Это вызвано тем, что банк старается вкладывать средства в инновационно привлекательные отрасли. ЕБРР в своей политике руководствуется принципами прибыльности проектов, где он сам или его партнеры осуществляют финансирование. ЕБРР вкладывает капитал главным образом в частные предприятия. Так, посчитав в конце 90-х гг. бурно развивающийся российский рынок телекоммуникаций выгодным для вложений, банк активно начал инвестировать в него свои средства. Например, в 1999г. банк приобрел пакет альтернативного оператора Golden Telecom в 8,4% акций, продав половину (4,2%) через семь лет. На этой операции ЕБРР заработал $47 млн. Примечательно, что банк покупал Golden Telecom, согласно пресс-релизу, с целью помочь компании занять существенную позицию на рынке связи. Таким образом, продав часть пакета, банк косвенно подтвердил, что Golden Telecom занял прибыльную позицию. Кроме того, являясь международным финансовым институтом, ЕББР не только осуществляет инвестиционные проекты, стремясь к максимальной прибыли, но и выполняет политические функции — накрывая зонтиком своей репутации компании, в капитале которых он участвует.

В самом деле иметь акционером, даже миноритарием структуру, подобную ЕББР, значит минимизировать риски, характерные для российского рынка, прежде всего рейдерство и давление административного ресурса. Для тольяттинской компании АИСТ это очевидно в первую очередь. В 2003г. компания испытывала подобные проблемы. Т.е. в случае с АИСТом инициативу продажи пакета или его части может проявить сам ЕББР. Поскольку компания является закрытым акционерным обществом, это потребует от АИСТа реализации преимущественного права приобретения акций, продаваемых другими акционерами. Если нынешние акционеры этим правом не воспользуются, пакет (или его часть) будет выставлен в продажу сторонним инвесторам. Это, возможно, приведет к появлению нового собственника, а новым акционером, скорее всего, будет компания, заинтересованная в региональной экспансии. Эксперты считают, что если цена пакета покажется ЕББР привлекательной, то банк вполне может продать его. Особенно учитывая неопределенность в отрасли телекоммуникаций, связанную с намеченной на 2008г. приватизацией госпакета ОАО «Связьинвест».

Счастливое приобретение

На телекоммуникационном рынке страны сформировано устойчивое мнение: «Кто будет контролировать Связьинвест, тот будет контролировать большую долю телекоммуникационного рынка страны». Действительно, эта компания с учетом ее региональных «дочек» может стать практически монополистом не только на рынке фиксированной связи, но и на рынке новых услуг, в первую очередь доступа к сети Интернет. Пока Связьинвест — это стратегический объект, в котором государству, конкретно Росимуществу, принадлежит доля в 75% минус 1 акция. Сроки приватизации Связьинвеста неоднократно откладывались, что было связано с различными ведомственными подходами, прежде всего Министерства связи и Министерства экономического развития. В декабре 2006г. компания «Комстар-ОТС» (входит в состав группы АФК «Система») неожиданно приобрела блокирующий пакет Связьинвеста за $1,3 млрд. После этого она стала рассматриваться большинством участников рынка как основной претендент на его активы. Очевидно, если такой вариант развития ситуации произойдет, то Ком- стар и его региональные филиалы, в частности самарский, получат неоспоримое преимущество в конкуренции с местными операторами.

Если нет, то, как сказал генеральный директор ОАО «Комстар-ОТС» Эрик Франке: «Покупка Связьинвеста не означает, что мы отказались от развития в регионах».

Направление — регионы

В Тольятти компания "Комстар" вошла еще в 1996г. Первоначально у Комстара функционировал здесь лишь узел связи. Для развития отношений с крупными корпоративными клиентами, такими как ОАО «АВТОВАЗ» и ЗАО «ДжиЭм-АВТОВАЗ» в 2003г. была образована дочерняя компания — ООО «КомИнфо», позднее преобразованная в филиал «Комстар — Поволжье». Бывший глава Комстара Семен Рабовский так формулировал политику компании в Самарском регионе: «В зависимости от ситуации в каждом конкретном регионе участие Ком- стара может быть различным. Один из вариантов — преобразование существующих дочерних компаний в филиалы, как это было в случае с «Комстар — Поволжье». Но возможна и покупка местных операторов связи». Аналитики тогда сразу же назвали в числе этих операторов компанию АИСТ. Сменивший Рабовского на посту генерального директора Эрик Франке практически озвучил тот же подход: «Нас очень интересуют регионы, у нас есть список из 20 приоритетных регионов. Самара и Челябинск в этом списке тоже есть. У нас двойной план: первый вариант — путем приобретения, второй — строительство филиалов... Мы не готовы сообщить пока, где будем покупать фирмы, а где строить сами».

Надо отметить, что Комстар в своей стратегии всегда отдавал приоритет корпоративным пользователям, таким как крупные предприятия и компании, деловые центры, а также гостиницы и рестораны. Собственно говоря, это тот сегмент рынка, где интересы могут пересекаться с АИСТом, в числе крупных клиентов которого такие фирмы, как ООО «Тольяттикаучук», ООО «Кока-Кола Эйч Би Си Евразия», ОАО «Юнайтед телеком», ЗАО «Прайс Уотерхаус Купере». В остальном АИСТ мирно уживался с Комстаром, опираясь на более широкую клиентскую базу, в том числе из физических лиц. Интерес для Комстара в регионе представляет сегодня развитые АИСТом в Самарской обл. технологические база и сети. Не секрет, что именно сегодняшний состав акционеров АИСТа способствовал успешному развитию компании. В связи с этим можно предположить, что акционеры АИСТа, опасаясь недружественного поглощения, будут сами искать инвестора на место ЕББР, который сможет дать им гарантии относительно не только сохранения избранной стратегии развития компании, но и усилит позиции менеджмента. По крайней мере, Самарский регион еще до конца года станет ареной двух региональных экспансий, победу одержит стратегия, которая будет подкреплена более мощным ресурсом не только в финансовом плане, но и политическом.

Особенно это касается Самары, где рынок, в отличие от Тольятти, не столь насыщен и жестко структурирован. «АИСТ будет участвовать в поглощениях», — так прокомментировали «Хронографу» в компании АИСТ появившуюся на этот счет информацию. Однако кто кого будет поглощать — предпочли не уточнять. Характерно, что ЕББР в данной ситуации от комментариев вежливо уклонился.

"Хронограф" будет следишь за развитием событий.