Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №15 (922) | 20 мая 2024г.
 

Стараниями ЭСР

Мусорная реформа стала синонимом многомиллиардных афер

Георгий Кизельгур

14 мая комитет Самарской губернской думы (СГД) по ЖКХ, ТЭК и охране окружающей среды ознакомился с докладом регоператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) ООО «ЭкоСтройРесурс» (ЭСР, Регоператор ТКО). Директор ООО «ЭСР» Михаил ЗАХАРОВ (на фото) пытался убедить депутатов, что ЭСР делает все возможное, чтобы сохранить финансовую устойчивость компании, а многочисленные уголовные дела, претензии Федеральной налоговой службы (ФНС) и Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в адрес ЭСР якобы не имеют должных оснований. Захаров публично заявил, что нашумевшее решение о картельном сговоре с совокупным предварительным доходом в 30,57 млрд р. ФАС России обосновала на «фальсифицированных доказательствах». Видимо, опьяненный миллиардной выручкой Регоператор ТКО готов захлебнуться в собственных иллюзиях.

Химера Регоператора ТКО

Министр энергетики и ЖКХ Самарской обл. Владимир Василенко ярко и точно охарактеризовал отчет, представленный директором ЭСР Михаилом Захаровым: «Красиво и хорошо рассказал Михаил Алексеевич. Белый и пушистый, а все остальные...».

Действительно, публичный представитель Регоператора ТКО Михаил Захаров старался придать позитивный фон своему докладу. Депутатов он пытался заворожить внушительными показателями: о вывозе 6 млн т ТКО с 2019 г., о деятельности 25,5 тыс. контейнерных площадок, о 1,7 млн «уникальных IP», посетивших соцсети регоператора, и даже о 42,8 тыс. заключенных договоров.

Захаров браво сообщил, что ЭСР «избаловано вниманием». Пожаловался, что только за 2023 г. компании пришлось преодолеть 30 проверок, в т. ч. от ФНС, УФАС России по Самарской обл., ФАС России, следственных органов. При этом Захаров отметил, что одна из проверок ФНС «сейчас в суде, а другая закончена, т. к. было неправомерное начисление по налогам».

Захаров много говорил о том, как ЭСР, несмотря на дебиторскую задолженность в 3,5 млрд р. и кредиторку в 3,3 млрд р., продолжает бесперебойно работать. Для этого, по мнению Захарова, ведется «достаточно большая претензионная исковая работа». «Ежемесячно в отношении физических лиц мы генерируем порядка 5 тыс. вынесений судебных приказов. Работаем на пределе судебной системы», — подчеркнул Михаил Захаров.

На что рассчитывал Захаров, рассказывая о «достаточно большой» работе, не известно. Его заявление в лучшем случае можно считать неудачным блефом. Сегодня благодаря материалам арбитражного дела №А55-5545/2023 можно познакомиться с реальным положением вещей. В документах дела приведены данные ФНС: «Согласно оборотно-сальдовой ведомости по счету 62 за 21 февраля 2023 г. имеется дебиторская задолженность на общую сумму 3,99 млрд р., из них: задолженность по физическим лицам на сумму 1,76 млрд р., без разбивки на конкретных физических лиц; задолженность по юридическим лицам на сумму 2,23 млрд р. …задолженность, подтвержденная актами-сверок и судебными актами, вступившими в законную силу, для включения в решение о замене обеспечительных мер на сумму 105,65 млн р.» (!). Из этого следует, что только 2,6% дебиторской задолженности ЭСР может иметь реальную ликвидность.

Объясняя причины астрономических размеров кредиторской задолженности ЭСР, Михаил Захаров, образно говоря, обвинил власти Самарской обл. в «заигрывании с населением». Захаров заявил: «Да, ситуация плохая, и заигрывание с населением с бесконечным предвыборным циклом и неповышение тарифов привело к этому. Сколько мы еще протянем, пока не ясно».

Истинная суть химеры Регоператора ТКО отчетливо проявилась в ходе дальнейшего слушания доклада Захарова: «В 2024 г. ЭСР занял 1-е место в номинации «Раздельный сбор ТКО» на межрегиональной отраслевой премии профессионалов «Предприятия городского хозяйства»». Комичность этого события депутаты не смогли оставить без внимания, т. к. в Самарской обл. за 5 лет реализации т. н. мусорной реформы ЭСР до сих пор не внедрен раздельный сбор ТКО.

Искусственный генератор расходов

Захарову так и не удалось опьянить сознание всех участников профильного комитета СГД своими бравурными речами.

Уровень кредиторской задолженности ЭСР, зафиксированный в докладе Захарова, не остался без внимания. Депутат СГД Александр Степанов прямо поинтересовался у директора ЭСР: «Если продолжать идти тем же курсом, то через какое время вы станете банкротом?» Полемика, последовавшая по итогам вызова Степанова, затронула главное.

Постановлением правительства РФ от 12 ноября 2016 г. №1156 «О правилах обращении с ТКО» предусмотрены вполне конкретные меры. В п. 40 этих правил изложен перечень «оснований, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регоператора». В перечне указано наличие «задолженности Регоператора по оплате услуг операторов по обращению с ТКО», которая «превышает двенадцатую часть необходимой валовой выручки» регоператора. Кредиторская задолженность ЭСР в 3,3 млрд р. вполне однозначно говорит о наступлении таких оснований.

Буквально сразу стала крылатой фраза Захарова: «Тариф не покрывает расходы, которые у нас есть». Почему это так, можно понять из ряда документов, представленных на официальных порталах надзорных ведомств и судов.

По информации ЭСР, большая часть затрат компании уходит на транспортировку отходов. «Хотел бы акцентировать, из чего состоит тариф регионального оператора. Львиную долю занимает транспортирование отходов — 73%», — подчеркнул Захаров. Следует отметить, что именно этот аспект деятельности ЭСР вызывает шквал вопросов не только у депутатов, но и у налоговиков, ФАС и следственных органов.

Тариф на вывоз формируется на основании результатов торгов, т. е. ЭСР сам формирует задание и определяет исполнителя услуги перевозки. На заседании комитета СГД была озвучена информация, что в конце 2019 г. были проведены торги, где был выставлен лот на вывоз отходов с 70% территории области. Выиграла компания ООО «ТрансРесурс». Сумма контракта в год составляла 3,3 млрд р. Контракт должен был работать несколько лет. Однако через полгода договор был расторгнут. Был объявлен новый конкурс, где победителем опять же признали ООО «ТрансРесурс», а цена контракта увеличилась на 1,5 млрд р. и составила 4,8 млрд р. В 2021 г. история повторилась: ЭСР опять досрочно расторг контракт. Новый был заключен также с ООО «ТрансРесурс», и опять с «увеличением в год на 1,8 млрд р.». Таким образом, планомерно шло наращивание затрат ЭСР по его же прихоти.

Истинную функцию «ТрансРесурса» в бизнесе ЭСР весьма четко охарактеризовало следственное управление Следственного комитета (СУ СК) РФ по Самарской обл. еще в октябре 2023 г. в ответе на запрос редакции ОАЕ «Хронограф». Правоохранители сообщили, что в ходе предварительного следствия было установлено, что «руководство ЭкоСтройРесурса с целью уменьшения налоговых рисков и завышения собственных расходов в июле 2018 г. создало подконтрольное ему ООО «ТрансРесурс», которое умышленно неправомерно применило налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость по сделкам ООО «ТрансРесурс» с 4 контрагентами, а также неправомерно завысило суммы расходов по сделкам с 18 организациями, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, путем занижения налоговой базы по налогу на прибыль организации, тем самым включило в налоговые декларации заведомо ложные сведения, уклонившись от уплаты налогов». Речь шла о сумме 337,7 млн р.

Описанные события свидетельствуют, что компания, с которой ЭСР интенсивно наращивал обороты, была создана самим Регоператором ТКО и использовалась для вывода денег и ухода от налогов.

Причиной для возбуждения этого уголовного дела стала проверка ФНС, которую Захаров лишь бегло упомянул в докладе депутатам СГД. По итогам этой проверки было вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 20 февраля 2023 г. №17-21/11.

В апреле 2024 г. редакции ОАЕ «Хронограф» из очередного письма от СУ СК РФ по Самарской обл. стало известно, что уголовное дело прекращено «в связи с полным возмещением задолженности по налогам и пеням».

Захаров пошел на ФАС

Схемы ЭСР и «ТрансРесурса» также привлекли внимание аудиторов ФАС России. Как было озвучено депутатами по итогам отчета ЭСР, ФАС обнаружила, что конкурсная документация ЭСР была составлена так, чтобы независимые участники рынка услуг перевозок отсекались буквально сразу. По результатам проверки также выяснилось, что компании «ТрансРесурс», «ТрансЭКО», «Чистый город», «Дакант» участвовали в торгах с одного IP-адреса. Кроме того, было установлено, что заявки выполнялись сотрудниками ЭСР. Участники картельного соглашения заключили контракты на сумму более 30 млрд р.

Упомянутая депутатами проверка ФАС России закончилась для ЭСР решением по делу №22/01/11-18/2023 г. от 3 ноября 2023 г. В документе речь идет о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ЭСР и его подрядчиков-фаворитов. Важно отметить, что Захаров по поводу указанной проверки по ходу заседания комитета СГД 14 мая сделал резкое заявление: «Все неправда. Что касается выводов ФАС, в их основу легли фальсифицированные доказательства, по которым нами предприняты обращения в правоохранительные органы. Мы их оспариваем в Арбитражном суде г. Москвы. Суд разъяснит, что там».

У ФАС России еще будет возможность по итогам заявления Захарова о фальсификации доказательств принять необходимые меры. Тем не менее открылся еще один пласт полезной информации. В распоряжении ОАЕ «Хронограф» появилась копия документа, способная заставить Захарова делать еще более неадекватные высказывания. Речь идет о постановлении СУ Управления МВД России по г. Самаре о возбуждении уголовного дела №124013600010000107 от 25 февраля 2024 г. Поводом стало «заявление начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Радионова Г.Г., а также решение ФАС России по делу №22/01/11-18/2023» в отношении ООО «ЭкоСтройРесурс». Там же отмечено, что основанием для возбуждения уголовного дела являются «достаточные данные, указывающие на признаки преступления, предусмотренного п.п. «а», «в» ч. 2 ст. 178 УК РФ».

Сегодня есть все основания утверждать, что многие события из профессиональной деятельности ЭСР и лица, связанные с ним, еще не раз будут фигурировать в новостях о неуплате налогов, дроблении бизнеса, выводе сотен миллионов рублей, коррупционных скандалах и пр. На прошлой неделе в распоряжении «Хронографа» оказался скан документа под заголовком «Акт налоговой проверки №17-20/8 от 29 августа 2022 г.» в отношении ЭСР за период 1 января 2018 г. по 31 декабря 2020 г.

Акт на 436 листах. В разделе «Итоговой части» в п. 3.1. сообщается: «По результатам налоговой проверки проверяющими установлена неуплата следующих налогов, предлагается начислить пени и привлечь к ответственности за совершение налогового правонарушения». В заключительной строке п. 3.1. говорится о недоимке в 644 439 851 р. и пенях в 168 541 852 р.

Каков юридический статус указанно акта, пока не удалось установить. Однако данные, приведенные в нем, весьма четко согласуются с упомянутым выше решением ФАС России о картеле в части использования единой инфраструктуры ЭСР, «ТрансРесурс», «ТрансЭКО», «Чистый город», «Дакант» и «Транском», а также наличие корпоративных связей, осуществление функций налогового агента в отношении одних и тех же физических лиц, устойчивые финансовые взаимосвязи. Также в акте представлена информация, которую СУ СК РФ по Самарской обл. сообщало «Хронографу» еще в октябре 2023 г.

В конце 2024 г. в России будут подводить итоги национального проекта «Экология». Его важнейшей составляющей является так называемая мусорная реформа. Однако стараниями ЭСР в Самарском регионе вместо нового порядка обращения с бытовыми отходами появился повод говорить о создании крупнейшей в истории области схемы увода средств населения.