Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №29 (894) | 18 сентября 2023г.
 

Елена Вяльбе разберется

Зачем фетисовские создали в Самаре травмоопасную лыжероллерную трассу

Андрей Неретин

8 сентября широкую огласку обрел инцидент с массовым травмированием детей на лыжероллерной трассе (ЛРТ) ГАУ ДО СШ «Чайка» во время проведения соревнований. Произошедшее наглядно показало, что объект опасен и непригоден для эксплуатации. Генеральным подрядчиком строительства было ООО «Стройсервис», за которым может стоять первый заместитель председателя правительства Самарской обл. Александр ФЕТИСОВ. Информация уже доведена до президента Общероссийской общественной организации «Федерация лыжных гонок России» Елены ВЯЛЬБЕ (на фото). Вряд ли бывшему замполиту Фетисову удастся перехитрить подполковника армии России Вяльбе.

Жертвы контруклона

26 августа чемпионат и первенство Самарской обл. на роликовых лыжах были омрачены массовым травматизмом участников. Инцидент произошел на новой ЛРТ ГАУ ДО СШ «Чайка». Стали известны подробности. «15 детей пострадало во время соревнований на лыжероллерах в Самаре. Первый небольшой дождь во время соревнований 26 августа 2023 г. показал, насколько опасна в эксплуатации трасса, имеющая нарушения строительства. Прежде всего это отсутствие необходимых контруклонов и максимально возможной ширины на поворотах трассы, уложенная щебенка на обочине трассы. Да и качество асфальта со стыками, неровностями создает помехи в движении спортсменам», — сообщил паблик «Марафоны России и мира» (https://vk.com/ allmarathons?w= wall- 51058394_ 56263). Более того, в социальных сетях и мессенджерах получили распространение видеоролики, на которых юные спортсмены, не удержавшись на повороте, жестко приземляются на обочине со щебнем. Издания федерального уровня обратили внимание на случившееся. Информация о произошедшем была растиражирована на всю страну.

ГАУ ДО СШ «Чайка» пришлось давать публичные пояснения: «26 августа в соревнованиях принимало участие более 200 спортсменов. Официально зафиксировано три случая обращения за медпомощью с царапинами и ссадинами». Фраза о трех случаях «обращения за медпомощью с царапинами и ссадинами» характеризует уровень цинизма руководства государственного учреждения «Чайка». Похоже, что их главный лозунг в общении с детьми звучит так — «Спортсмены не плачут». Для полноты впечатлений можно еще добавить излюбленный тезис советской номенклатуры о том, что кто-то кого-то новых народит. Никто с этим спорить не будет, при условии если детям для занятия спортом будут обеспечены соответствующие условия.

Более того, в сообщении ГАУ ДО СШ «Чайка» проскальзывает идея о некой коллективной ответственности министерства строительства Самарской обл., ГКУ Самарской обл. «Управление капитального строительства» (ГКУ СО «УКС») и Региональной общественной организации «Самарская областная федерация лыжных гонок» (ФЛГ СО). Было отмечено, что областной минстрой выдавал разрешение на ввод в эксплуатацию, а ФЛГ СО принимала непосредственное участие в проектировании объекта. «Контруклоны сделаны в соответствии с проектной документацией и положительным заключением госэкспертизы от 2017 г., разработанной совместно с ФЛГ СО. Проектная документация в части рельефа ЛРТ разрабатывалась совместно с ФЛГ СО, в т.ч. при участии заявителей. Также ими были внесены изменения в направление движения трассы. Опасный участок ЛРТ с поворотом направо, указанный в видеоролике — в техническом задании и в проекте, — это перешеек. Основная трасса уходит прямо. Контруклон на данном участке выполнен в соответствии с проектной документацией», — подчеркивает анонимный представитель ГАУ ДО СШ «Чайка».

Отдельный блок оправданий посвящен щебенке на обочине ЛРТ. Учреждение «Чайка» пояснило: «Щебень был уложен дополнительно для укрепления дорожного полотна и обочины. После усадки щебень уйдет в естественный грунт и будет осуществлен дополнительный посев травы» (https://vk.com/ lb_ chaika163?w= wall- 55070679_ 7662).

Тут уже не поспоришь. Самарская номенклатура, денно и нощно страдающая о благе самарского населения в целом и юных спортсменов в частности, обладает уникальными возможностями убеждать это самое население в своей правоте. Аргументы, выдвинутые в оправданиях, просто нокаутируют. Благодарным налогоплательщикам осталось только дождаться, когда «щебень уйдет в естественный грунт».

Сломанные надежды

Важно напомнить, что ЛРТ строилась в рамках нацпроекта «Демография» федерального проекта «Спорт — норма жизни». На ее возведение было потрачено более 500 млн р. Генеральным подрядчиком строительства выступало ООО «Стройсервис», которое по двум госконтрактам освоило порядка 400 млн р. Директором ООО «Стройсервис» является Михаил Цибин. Подрядчик известен тем, что здесь в должности заместителя директора «засветился» Константин Фетисов. Его родной брат Александр Фетисов занимает пост заместителя председателя правительства Самарской обл. и курирует строительство спортивных объектов на территории региона.

По проекту строительства ЛРТ предназначена для круглогодичного проведения официальных соревнований, тренировочных занятий и массового катания любителей лыжных видов спорта. В техзадании на выполнение проектно-изыскательных работ по объекту было прямо указано: «Обеспечить максимальную безопасность на трассе для участников… Трасса на спуске не должна иметь крутых поворотов. В местах изгиба трассы на спуске предусмотреть максимально возможное расширение с контруклоном».

30 декабря 2022 г. ЛРТ трасса была сдана в эксплуатацию. Однако вскоре возникли подозрения, что объект был выполнен с существенными отклонениями от проекта и имеет массу дефектов. 24 апреля 2023 г. ФЛГ СО выступила с официальным заявлением, где указала, что трасса небезопасна и поэтому непригодна к использованию. «Самарская областная федерация лыжных гонок считает проведение соревнований, тренировочного процесса учащихся спортивных школ Самарской обл., граждан невозможным до полного устранения всех недостатков (дефектов) на вновь построенной лыжероллерной трассе на территории ГАУ ДО СО «СШ «Чайка»», — сказано в заявлении (http://ski63.ru/ announcements/ 20410/).

22 мая 2023 г. прокуратура Волжского р-на совместно с представителями ФЛГ СО и ООО «Стройсервис» организовала выезд на лыжероллерную трассу. В ходе осмотра были подтверждены факты нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, работ, товаров и услуг. Прокуратура на своем официальном сайте отметила: «Установлено, что по всей длине ЛРТ, в зоне разминки, старта и финиша имеются деформации, выбоины, разрушения, просадка полотна. При проведении контрольных замеров ширины поворотов установлено, что участки лыжероллерной трассы пикет 34 и 45 не соответствуют размерам, указанным в проектной документации. Таким образом, ООО «Стройсервис» нарушены требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок, работ, товаров и услуг. Прокуратурой района принимаются меры прокурорского реагирования для устранения выявленных нарушений закона» (https://epp.genproc.gov.ru/ web/ proc_63/ mass-media/ news/ reg- news?item= 87899900).

Зампред облправительства Александр Фетисов в своем ответе от 13 июня 2023 г. №02-03/481 на запрос Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф» заверил редакцию в том, что фирма его брата якобы уже устранила все выявленные недостатки. «В настоящее время подрядчиком устранены все замечания, препятствующие эксплуатации трассы», — отвечал Фетисов (см. «Хронограф» № 20 (885) от 19.06.23).

Между тем 15 июня 2023 г. Общероссийское общественное движение «НАРОДНЫЙ ФРОНТ. ЗА РОССИЮ» (ОНФ) официально оповестило общественность о том, что в реальности фирма Фетисова так и не устранила выявленных нарушений. «8 июня эксперты Народного фронта вновь выехали на объект и провели осмотр совместно с тренерами и спортсменами. Основной проблемой, выявленной на сегодняшний день, стал насыпанный с обеих сторон трассы щебень. По проекту его быть не должно. На месте щебенки предполагался почвенный слой… Самарская Федерация лыжных гонок на сегодняшний день отмечает следующие неисправности: на асфальтовом покрытии не устранены дефекты (оно разрезано полосками тяжелой техникой), не выравнена обочина трассы и не увеличен контруклон на трех спусках… Народный фронт в Самарской обл. требует привести в нормативное состояние покрытие трассы.

Обочина из щебня не устраивает спортсменов — риск получения травм кратно увеличивается», — говорилось в официальном сообщении ОНФ https://onf.ru/ news/ polmilliarda- potracheno- v- samarskoj- oblasti- alyzhi- needut).

Соревнования на ЛРТ показали, что опасения спортсменов и общественников были не беспочвенными. Вероломная эксплуатация опасного объекта привела к тому, что юные спортсмены получили травмы, а вместе с ними о фетисовский щебень разбились и надежды на возрождение и развитие традиций российского лыжного спорта.

Вяльбе «Чайку» помнит

Необходимо напомнить, что г. Куйбышев в советские годы играл важную роль в развитии лыжных видов спорта. На северных окраинах города сошлись все необходимые факторы: природно-климатические условия, пересеченная местность и наличие соответствующей инфраструктуры. В 1976 г. была введена в строй лыжная база «Чайка». Здесь проводились чемпионаты города и области, массовые соревнования. «Многим спортсменам база помогла стать сильнейшими лыжниками России и области. Летние подготовительные сезоны 1980 и 1981 гг. в составе сборной ЦС «Зенит» — здесь готовился будущий олимпийский чемпион 1988 г. в Калгари, чемпион мира 1996 г. Алексей Прокуроров», — рассказывается на сайте учреждения (https://chaika-samara.ru/ about/ history). В эпоху постсоветской России на базе «Чайка» неоднократно проводились соревнования всероссийского уровня.

Между тем самарская инфраструктура лыжных видов спорта одной лыжной базой «Чайка» не ограничивается. На территории Сокольих гор размещается горнолыжный и спортивно-развлекательный комплекс «СОК Красная Глинка», который является одним из лучших в Поволжье. Также на Сокольих горах размещается лыжная база «Динамо». Здесь проходил знаменитый чемпионат РСФСР 1990 г. На трассах «Динамо» бежали звезды Советского Союза. В т.ч. настоящая легенда мирового спорта — трехкратная олимпийская чемпионка, 14-кратная чемпионка мира, пятикратная обладательница Кубка мира Елена Вяльбе. Ей принадлежит феноменальное достижение. На чемпионате мира в Тронхейме в 1997 г. она выиграла 5 золотых медалей из пяти возможных. Ни до, ни после нее никто не сумел повторить это достижение.

С 17 июня 2010 г. Елена Вяльбе занимает должность президента Общероссийской общественной организации «Федерация лыжных гонок России». В 2016 г. ей было присвоено воинское звание подполковника запаса. Несложно представить, что испытывает легендарная советская лыжница, глядя на то, как в известном ей месте в г.о. Самара беззастенчиво освоили федеральные бюджетные средства на ее любимом виде спорта. Сдан в эксплуатацию фактически аварийный объект, который непригоден к эксплуатации. Единственное, что может спортсмен на такой трассе, это покалечиться. Очевидно, что при таких обстоятельствах о первых местах в международных первенствах придется забыть. Тем не менее не все еще потеряно. ОАЕ «Хронограф» направил Елене Вяльбе запрос с просьбой обозначить свою позицию относительно событий, произошедших в Самаре. Нет никаких сомнений в том, что Елена Вяльбе, опираясь на свой авторитет, при желании может вмешаться и исправить ситуацию. В этом случае можно будет прогнозировать отстранение Фетисова от участия в реализации спортивных инфраструктурных проектов.

ГАУ ДО СШ «Чайка» официально заявляет об окончании дополнительных работ по обеспечению безопасности на опасном участке трассы. Однако очередные слова об устранении недостатков уже не вызывают доверия. Если такие дефекты, как отсутствие (или недостаточность) контруклона, действительно имеют место, то одними косметическими действиями не обойтись. Возможно, что ремонт трассы по своей стоимости будет сопоставим с затратами на ее постройку. Причем это по меркам местных строителей. Если же на ЛРТ Самары обратят внимание специалисты федерального уровня, то им никто не откажет в проекте на несколько миллиардов. Нет никаких сомнений в том, что доверять данные работы следует проверенным и ответственным подрядчикам, имеющим опыт строительства подобных трасс, а не дельцов, привыкших осваивать бюджетные средства на укладке дорожного полотна, которое в первую же весну смывает дождем.