Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №16 (881) | 22 мая 2023г.
 

Деградация власти

Госорганы Самарской области имеют свои представления об обманутых дольщиках

Георгий Кизельгур

До конца мая должен возобновиться судебный процесс по иску бывшего зампреда правления одного из самарских банков Анатолия ПОПОВА к ЗАО ПФСК «Эл-Гранд» и министерству строительства Самарской обл. Представителем Попова выступает Данил МАТВЕЕВ — сын осужденного за мошенничество бенефициара обанкроченного «Эл-Гранда» Владимира МАТВЕЕВА. Вместе они, похоже, намерены добиться от Минстроя признания за собой прав обманутых дольщиков (ОД) в отношении нежилых помещений в достраиваемых другой организацией жилых комплексах. Органы власти, по всей видимости, потворствуют этому противозаконному намерению.

Идея на миллион

Изначально проблему ОД Самарской обл. думали решить за счет средств областного бюджета. Функции заказчика-застройщика по проектированию и строительству проблемных многоквартирных жилых домов (МКД) предполагалось передать госучреждению, при этом Минстрой заключал бы с ОД договоры, в рамках которых принимал на себя обязательства по безвозмездной передаче жилых помещений в собственность ОД по завершению строительства. Данный порядок был регламентирован специальным Законом Самарской обл. от 16 марта 2007 г. №13-ГД «О мерах по защите прав участников долевого строительства».

Вскоре выяснилось, что облбюджету не под силу такой груз, а потому власти решили переложить проблему на плечи бизнеса. Были проведены конкурсы, по которым разбросанные по региону недострои с массой ОД передали новым застройщикам, а в правительстве обещали контролировать данный процесс. Этот порядок предусмотрен специальным постановлением правительства Самарской обл. №54 от 26 февраля 2013 г. «Об отборе организаций в целях завершения строительства проблемных объектов».

Одновременно был принят ряд нормативных актов, устанавливающих меры государственной поддержки тех, кто взвалил на себя обязательства по достройке. К примеру, списание арендных платежей за пользование земельным участком в период строительства, возмещение за счет областного бюджета затрат на выплату процентов банкам за пользование кредитом для нужд стройки, а также компенсация части расходов на коммунальную инфраструктуру. Кроме того, застройщикам проблемных объектов бесплатно в собственность передавали т. н. компенсационные участки.

Провал с реализацией

На деле все вышло не столь оптимистично, как расписывали условия сделки с властями. Порядок из постановления №54 оказался несовершенен. Параллельно конкурсам запускались дела о банкротстве застройщиков, чьи брошенные объекты должны были достраивать новички. ОД из опасений, что их вложенные в строительство деньги бесследно исчезнут, принялись вставать в различные реестры. Кто-то — в реестры кредиторов в рамках банкротных дел, кто-то — в реестр ОД, формируемый Минстроем. А кое-кто подавал иски в суды общей юрисдикции, признавая за собой право собственности на помещения в объекте незавершенного строительства. Неразберихой воспользовались персоны с мошеннической жилкой, ведь досконально исследовать, кто имеет право на включение в реестры, а кто — нет, времени не было.

Позднее, когда новые застройщики начали пристально разбираться в ситуации, обнаружились двойные продажи. Это когда на одну квартиру претендуют двое дольщиков, причем один состоит в реестре Минстроя, а второй — в реестре кредиторов по банкротному делу. Далее выяснилось, что преемники по обязательствам не могут начать строительство, поскольку земля под недостроем включена в конкурсную массу прежнего застройщика-банкрота. Выходом из данной ситуации виделось только участие в публичных торгах по выкупу права аренды земельных участков.

Известен пример, когда изначально такое право оценивалось в 12 млн р., затем, когда желающих не оказалось, его реализовали за 630 тыс. р.

Но в придачу конкурсный управляющий скрыто приписал новому застройщику несуществующие у должника-банкрота обязательства о передаче гражданам нежилых помещений, а также требования о передаче ОД жилых помещений сверх того количества, что определило по конкурсу министерство, — на сумму свыше 100 млн р. Об этом стало известно уже после ввода дома в эксплуатацию.

Иной возможности получить землю и начать достройку проблемного объекта не предоставили, хотя вопрос с участками власть должна была решить еще до проведения конкурсов. В ситуации, когда свою волю диктует комитет кредиторов, новый застройщик оказался между молотом и наковальней. С одной стороны — кабальное соглашение с конкурсным управляющим, с другой — настойчивое требование властей исполнить принятые обязательства и полное безразличие к жалобам с просьбой пресечь ушлых земельно-имущественных спекулянтов.

К тому же власть еще больше усугубила расклады для инвесторов, отменив норму закона, позволявшую списывать арендные платежи за использование земельных участков под достройку проблемных объектов.

а результате все новые застройщики, которым обещали списание, к окончанию строительства получили счета на несколько миллионов рублей. Дальше власть опутала охранными зонами компенсационные участки, фактически запретив там любое строительство. А когда путем многолетних усилий и немалых затрат застройщикам удалось отодвинуть установленные охранные зоны со своих участков, был принят закон об исторических поселениях. Он запретил высотное строительство в зоне компенсационных участков, заботливо переданных властями для возмещения расходов застройщиков на удовлетворение прав ОД. Обращения застройщиков за господдержкой в виде анонсированных перед конкурсами субсидий на компенсацию кредитных процентов и прокладку инженерных сетей также встретили отказ. Формулировка — «отсутствие средств в бюджете».

Самое любопытное, что в процессе строительства или по его окончании вдруг возникли новые дольщики. Они отсутствовали в списках, утвержденных Минстроем, проводившим конкурсы на четких условиях — удовлетворить конкретное число ОД. Эти новые лже-ОД потребовали передать им не только квартиры, но и коммерческие помещения, что в принципе не предусмотрено не только условиями конкурса, но и действующим законодательством. Согласно ФЗ №127 от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)», коммерческую недвижимость (офисные и торговые помещения) застройщик-банкрот не обязан передавать в натуре. В отличие от жилых помещений требования по нежилым положено трансформировать в денежные, и только при условии, что лицо включено в реестр кредиторов банкрота. Но когда один из застройщиков попытался возразить, доказав, что выполнил обязательства — построил МКД, безвозмездно передал жилые помещения всем ОД, указанным в соглашении с властью, — и не согласен удовлетворять всех, кого якобы обманул предыдущий застройщик, на него завели уголовное дело.

Банкирам с мошенником по пути

Терпеть лишения вынуждено ООО «Юниверс-Строй» (Ю-С), достраивающее три проблемных объекта в Самаре и успевшее удовлетворить права требования свыше 200 ОД. Уголовному преследованию предшествовало представление прокуратуры Советского р-на г. Самары от 23 сентября 2021 г. об обязании Ю-С удовлетворить права требования ряда собственников офисных помещений на основании якобы заключенных ими договоров с печально известным ПФСК «Эл-Гранд». От обанкроченного ПФСК к Ю-С перешло право аренды земельного участка по ул. Советской Армии, 127а. Во вновь построенном Ю-С в этом месте и введенном в эксплуатацию ЖК «Журавли» (на фото) офисы не включенных в реестр кредиторов «Эл-Гранда» просителей отсутствуют.

Ю-С успешно обжаловал представление в суде. В постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 17 августа 2022 г. по делу №А55-31992/2021 однозначно указано, что Ю-С обязан удовлетворить права требования по жилым помещениям, в отношении же коммерческой недвижимости обязательства Ю-С отсутствуют. Тем не менее неисполнение признанного незаконным прокурорского представления повлекло возбуждение уголовного дела в отношении бывшего директора Ю-С Алексея Романова. Заявителями выступили все те же «собственники» офисов от «Эл-Гранда», которых поддержал прокурор. Потерпевшими себя сочли бывший зампред правления лишенного лицензии самарского банка Анатолий Попов, его супруга-рантье Людмила Попова, бывшая подчиненная банкира Попова Наталья Чубарова, номинал Владислав Русецкий, профессор Лев Фишман и еще несколько, видимо, не в меру корыстных персонажей. Их интересы в судах представляет Данил Матвеев — сын основателя «Эл-Гранда» Владимира Матвеева.

8 конце 2013 г. Матвеев-старший был осужден по ч. 4 ст. 159 УК РФ за мошенничество в особо крупном размере с деньгами ОД. Вопросы к папе и сыну должны были возникнуть и у Попова: в период, когда тот трудился зампредом в банке, кредитная организация активно ссужала им миллионы рублей. Кредиты возвращены не были, что способствовало краху банка, а Владимир и Данил Матвеевы, в 2018-2019 гг. пройдя через процедуру банкротства физлиц, счастливо очистились от долгов. По всей видимости, на том этапе у них вместе с четой Поповых и могла возникнуть идея по извлечению незаконной выгоды из отданных новому застройщику незавершенных объектов.

К примеру, до момента сдачи в эксплуатацию ЖК «Журавли» Поповы со своими адептами отмалчивались, а после, как по команде, ринулись с пахнущими липой документами на несуществующие офисы в прокуратуру. В результате в заложниках оказалось порядка 120 ОД в «Журавлях», которым Ю-С построил и передал долгожданные квартиры. С подачи заговорщиков власти в отсутствие внятных оснований отказывают в постановке введенного в эксплуатацию дома на кадастровый учет, что препятствует госрегистрации прав собственности ОД на жилье. Не помогло даже коллективное обращение ОД в Советский райсуд г. Самары.

9 декабря 2022 г. зампред Советского райсуда Светлана Миронова, рассмотрев дело №2-1522/2022, вынесла парадоксальное решение. С одной стороны, она не приняла ссылку Поповой, Русецкого, Чубаровой, Фишмана (ответчиков по иску ОД. – Прим. ред.) на преюдициальное значение ранее вынесенных судебных актов о признании за ними прав собственности на недостроенные нежилые помещения от «Эл-Гранда». С другой — удовлетворив иск ОД о признании за ними прав собственности на жилые помещения от Ю-С, Миронова отказала тем же дольщикам в признании отсутствующими прав собственности на нежилые помещения у их оппонентов. Решение обжалуется.

Тем временем власти поспешили исключить ЖК «Журавли» из перечня проблемных объектов со ссылкой на то, что права требования ОД в этом доме удовлетворены. Однако налицо явная недоработка либо саботаж. С заявлением в регорган о постановке на кадастровый учет введенного в эксплуатацию ЖК обратился Минстрой как уполномоченное в этом вопросе лицо, но ему было отказано. Обжаловать отказ в министерстве не торопятся, видимо, полагая его удобным для выкручивания рук Ю-С в пользу группы Поповых-Матвеевых. Не исключено, госорганы намерены вынудить застройщика согласиться на новую сделку: удовлетворить требования банкиров, похоже, спевшихся с мошенником. Не станет ли это сделкой с совестью?

"Хронограф" будет следить за развитием событий.