Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №15 (880) | 2 мая 2023г.
 

Юань формирует повестку

Президент АВТОВАЗа Соколов объявил о запуске сборки китайских автомобилей

Егор Кошеров

В конце апреля 2023 г. политика, проводимая руководством АО «АВТОВАЗ», в очередной раз оказалась в центре внимания. Президент АО «АВТОВАЗ» Максим СОКОЛОВ (на фото) подтвердил планы по запуску сборки китайских автомобилей под брендом LADA. Судя по сложившимся реалиям, решение было продиктовано необходимостью реализации избыточной массы юаней в РФ. У местных поставщиков автокомпонентов вновь появился повод для грусти. Более того, стремительно растущая зависимость РФ от валюты (точнее, эрзац-валюты) Китайской народной республики (КНР) может в скором времени озадачить еще и автодилеров.

Валютная политическая стратегия

25 апреля 2023 г. официальный информационный ресурс правительства РФ портал «Российской газеты» растиражировал анонс о пересмотре цен на вазовские автомобили. Разумеется, в сторону увеличения. С 1 мая 2023 г. повышение цен в среднем составит 2%. Двумя месяцами ранее, 1 марта 2023 г., АВТОВАЗ уже проделывал аналогичную операцию, также увеличив расценки на свою продукцию в среднем на 2%. Подобные новости сейчас, наверное, привлекают внимание разве что статистов, потребитель уже смирился с волатильностью рынка.

На следующий день, 26 апреля, публике подкинули действительно свежую и годную для размышлений информацию. Официальный источник привел цитату Соколова о предстоящем запуске линии по сборке китайских автомобилей. Речь шла о промышленной площадке «Ниссан» в г. Санкт-Петербурге, которая была передана группе АВТОВАЗ (см. «Хронограф» №1 (866) от 16.01.23).

Стоит напомнить, что в конце марта 2023 г. АВТОВАЗ публиковал пресс-релиз относительно планов предприятия. Информация не давала четкой картины. В той мартовской публикации сообщалось: «Совместно с партнерами из дружественных стран АВТОВАЗ готовится к старту производства автомобилей на бывшем заводе «Ниссан» в Санкт-Петербурге во II кв-ле т.г. Компания намерена выпускать несколько новых моделей под брендом LADA в востребованных сегментах С и D». Логично было предположить, что АВТОВАЗ намеревается организовать сборочное производство моделей автомобилей зарубежных производителей, без конкретизации партнеров. Было понимание, что на выпускаемую продукцию будет устанавливаться вазовский логотип. Собственно, эта версия подтвердилась.

Более того, если верить информации, распространенной той же РГ, АВТОВАЗ может приступить к выпуску китайских автомобилей на своей площадке еще «до их сертификации на родине». Оперативность действий объяснима. После ухода с российского рынка автопроизводителей из недружественных стран Китай стремительно начал заполнять освободившуюся нишу. В то же время российский автопром основательно просел, в т.ч. по причине низкой локализации производства комплектующих. 30 марта 2023 г. профсоюз АВТОВАЗа сообщил: «В марте 2023 г. ряд поставщиков комплектующих, по которым пока нет замены, уведомили АО «АВТОВАЗ» о прекращении поставок и нарушили имевшиеся договоренности на сохранение поставок в 2023 г. В силу этого безостановочное производство полнокомплектных автомобилей будет невозможно уже со второй половины мая 2023 г.».

При этом руководство АВТОВАЗа официально заявляло и неоднократно подтверждало, что предприятие в 2023 г. планирует произвести более 400 тыс. автомобилей. Надо полагать, что в этих четырех сотнях могут быть учтены «несколько новых моделей под брендом LADA» родом из КНР. Такие статистические вывихи можно считать обоснованными в сегодняшних политических условиях с экономической точки зрения.

Поставщиков пустят по миру

В России идет постепенное замещение валюты для внешних расчетов. В качестве альтернативы доллару США и евро в РФ пришел китайский юань.

Китай является одним из основных покупателей российских углеводородов и других полезных ископаемых. По словам аналитиков, ссылающихся на данные министерства финансов РФ, на начало марта на счетах Фонда национального благосостояния России в Центральном банке РФ находилось 300 млрд китайских юаней. Вместе с тем те же аналитики не строят иллюзий относительно ликвидности юаня, осторожно указывая на то, что китайские дензнаки «в наибольшей степени обладают характеристиками резервной валюты из валют дружественных стран». По сути, самый простой (а скорее всего, единственный) вариант отоварить юань — произвести закупку товара в Китае, например тех же машинокомплектов. Юани — это почти как талоны в СССР: не отоварил — сгорели. Причем китайская валютная экспансия посредством кредитования идет далеко не так гладко, как хотелось бы товарищам из Поднебесной. Нельзя исключать формирование векторов противодействия. В частности, страны Балтии уже заявили о выходе из формата «17+1».

Аналогичная ситуация наблюдалась год назад, когда начала накапливаться неликвидная валютная масса из долларов и евро. Эту проблему удалось решить относительно легко. С одной стороны — экспорт углеводородов в страны Запада существенно снизился, что привело к снижению поступления валюты в РФ. С другой — всякого рода дружественные страны, включая Иран и БРИКС, с радостью готовы принимать валюту за свой т.н. экспорт.

С юанем ситуация оказалась гораздо сложнее. С учетом этатизации отечественной экономики инструмент для погашения китайской эрзац-валюты напрашивался сам собой. Т.н. субъектам бизнеса, видимо, было настоятельно предложено получать юани для дальнейшего их реэкспорта в Китай. В качестве одного из инструментов предлагаются заимствования в юанях. На это указывает материал РБК (https:// www. rbc.ru/ finances/ 28/ 04/ 2023/ 644a8a959 a79471f38aalad4 ?from= from_ main_ 10). Между тем бизнес столкнулся с проблемами юаневого сектора валютного рынка. РБК приводит слова заместителя председателя правления ПАО «Совкомбанк» Михаила Автухова: «Банкам и другим профучастникам сейчас непросто закрывать валютные риски ввиду высокой волатильности и отсутствия емких долгосрочных инструментов. Нет долгосрочных свопов в валюте, захеджировать валютные риски очень сложно и дорого». Тем не менее, судя по всему, в 2022 г. началось политическое давление на бизнес с целью заставить субъекты кредитоваться в юанях. Даже невзирая на столь негативную конъюнктуру. Результат не заставил себя ждать. По словам директора департамента долгового рынка Московской биржи Глеба Шевеленкова, приведенным в том же материале РБК, «размещение таких инструментов сокращается. Так, в III и IV кв. 2022 г. эмитенты разместили облигации в юанях на 25,6 млрд и 24,1 млрд юаней соответственно. В I кв-ле 2023 г. — на 17,6 млрд юаней. За первый месяц II кв-ла объем размещения таких бумаг составил лишь 2,6 млрд юаней, следует из статистики Мосбиржи».

Понятно, что этатизация экономики постепенно лишает субъекты субъектовости. Процесс распространяется неравномерно. Так что кто-то еще может уклоняться от «партийных инициатив», а у кого-то выбора уже нет. С учетом того что АВТОВАЗу оказывается всеобъемлющая государственная поддержка, скорее всего, Соколову уже была спущена сверху разнарядка отоварить определенную часть юаней. Важно напомнить, что главным администратором отоваривания российских запасов юаней можно считать заместителя председателя правительства РФ — министра промышленности и торговли Дениса Машурова, по совместительству председателя совета директоров АО «АВТОВАЗ».

С учетом этого становится понятной подоплека реализации плана по запуску сборки китайских автомобилей на площадях АВТОВАЗа. Как отмечалось выше, пока в качестве пилотной сборочной площадки указывается бывший завод «Ниссан» в Санкт-Петербурге. Тем не менее у группы АВТОВАЗ есть еще простаивающий завод в г. о. Ижевск и основной производственный актив в Тольятти, который тоже излишней регулярностью работы не отличается (см. «Хронограф» №13 (878) от 17.04.23).

Для местных производителей автокомпонентов это крайне негативная новость. Еще совсем недавно они ликовали по поводу ухода с АВТОВАЗа Renault в надежде заместить своими запчастями уходящих с российского рынка поставщиков из ЕС. Радость оказалась недолгой. На смену европоставщиков идут люди из КНР. Причем Денис Мантуров будет исключительно на стороне поставщиков из КНР, т.к. растущий поток прибывающих в РФ юаней надо отоваривать.

На сайте АВТОВАЗа был приведен двусмысленный посыл, который пока не нашел расшифровки. «Под задачи главного конвейера в Тольятти и под планы локализации на заводе в северной столице активно прорабатываются возможности сотрудничества с поставщиками автокомпонентов из Санкт-Петербурга и Ленинградской обл.», -сообщили представители АВТОВАЗа 29 марта 2023 г.

Известно, что производственные мощности традиционных вазовских поставщиков в основной своей массе расположены в Самарской обл. или в близлежащих регионах. Какие поставки намеревается организовать Соколов из Санкт-Петербурга, на АВТОВАЗе не поясняют. Вместе с тем не вызовет удивления, если на тольяттинскую площадку начнется поставка китайских машинокомплектов. Отверточное производство можно будет организовать в кратчайшие сроки.

Дилеры станут следующими

Следом за местными поставщиками автокомпонентов проблемы могут получить дилеры автомобилей из КНР. Тотальная зависимость от сделок за юани и отсутствие альтернатив КНР каналов получения автомобилей может привести к тому, что им могут быть выставлены условия расплачиваться заметно большим количеством юаней, чем автомобиль реально стоит на рынке КНР. На первый взгляд версия выглядит надуманной и нереалистичной. Тем не менее законы товарообмена отменить невозможно, т. к. они неписаные. Это полная противоположность тому, что принято называть законами рыночных отношений.

Доминирующий субъект в цепочке бесконкурентного товарообмена в любой момент может менять правила игры в свою пользу. Проще говоря, вчера в рамках заключенного дилерского соглашения российский оператор мог получать отгрузку товарных автомобилей из КНР по одной цене, завтра ему может быть поставлена цена в юанях, к примеру, в два раза выше. Как говорится, не хочешь — не бери, но тогда куда ты денешь спущенную тебе «сверху» квоту для отоваривания юаней?

Первым из тех, кто начнет громогласно отрицать эту версию, можно назвать создателя Группы «Тон-авто» Александра Курылина. Он весьма успешно сумел «пересесть» с японской Toyota и французского Renault на китайские Haval и Exeed. Тем не менее это не означает, что Курылин не понимает перспектив безальтернативной игры с тигром из Поднебесной. Тем более он как никто другой может знать, что денежная масса юаней в России в предстоящем периоде будет стремительно нарастать, обесценивая тем самым валюту РФ по отношению к китайской.