Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (869) | 6 февраля 2023г.
 

Иной путь Гладковой

Строительство моста через Волгу обрастает уголовной хроникой

Татьяна Федорова

1 февраля в Ленинском райсуде г. Самары продолжилось рассмотрение уголовного дела в отношении генерального директора (2018-2020 гг.) ООО «Инфракап Консалтинг» Олеси ГЛАДКОВОЙ (на фото). Ее обвиняют в совершении мошенничества в особо крупном размере. Подсудимую подозревают в хищении 10 млн р. при выполнении научно-исследовательской работы, связанной со строительством мостового перехода через р. Волгу с обходом г.о. Тольятти и выходом на автомобильную дорогу М-5 «Урал».

Начало громкого процесса

Процесс проходит под председательством федерального судьи Ивана Беднякова. Подсудимая находится под стражей, поэтому в зал суда была приведена в наручниках и помещена в специальное пространство за решетку. Олеся Гладкова была задержана 29 июня 2022 г. в г. Москве и доставлена сотрудниками полиции в г.о. Самара. По решению суда она отправилась в следственный изолятор. На процессе 1 февраля свидетельские показания давали аудитор Счетной палаты Самарской обл. (СПСО) Светлана Керанова, сотрудник государственной инспекции финансового контроля Самарской обл. Сергей Хохлов, руководитель управления планирования министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. Константин Панафенов.

7 декабря 2018 г. между Минтрансом и ООО «Инфракап Консалтинг» был заключен договор на «Выполнение научно-исследовательской работы на тему «Транспортные исследования для концессионного проекта «Строительство мостового перехода через р. Волгу с обходом г.о. Тольятти и выходом на автомобильную дорогу М-5 «Урал» в м.р. Ставропольский и Шигонский Самарской обл.». Стоимость контракта 10 млн р. Научно-исследовательские работы произвели в очень сжатые сроки с 7 по 20 декабря 2018 г. Спустя время возникли подозрения, что исследования не проводились, а в отчет могли быть внесены ложные сведения.

Все при деле

16 октября 2019 г. между правительством Самарской обл. и хозяйственным партнерством (ХП) «Концессионная компания «Обход Тольятти» было заключено концессионное соглашение о строительстве автомобильной дороги обхода Тольятти с мостовым переходом через Волгу в составе международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай». Источниками финансирования проекта были названы средства федерального и областного бюджетов, собственные и привлеченные средства концессионера. Строительство обхода Тольятти и мостового перехода через Волгу было включено в федеральный проект «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры».

Проще говоря, в рамках госконтракта от ООО «Инфракап Консалтинг» требовалось составить прогноз интенсивности транспортного потока при строительстве моста с обходом Тольятти. 23 января 2023 г. прокуратура Самарской обл. раскрыла информацию об утверждении обвинительного заключения по уголовному делу в отношении Олеси Гладковой. «По версии следствия, руководитель организации при выполнении условий государственного контракта в 2018 г. не выполнил научно-исследовательских работ в целях строительства мостового перехода через водный объект на территории Самарской обл., однако организовал внесение в отчет о выполненных работах заведомо ложных сведений о произведенных исследованиях и подписал его. В установленном порядке контракт был оплачен. Таким образом, региональному министерству транспорта и автомобильных дорог причинен ущерб в размере 10 млн р.», — сообщила прокуратура (https://epp.genproc.gov. ru/ web/ proc_63/ mass-media/ news/ archive?item= 84762629).

Аудитор СПСО Светлана Керанова и ее коллеги проанализировали реализацию концессионного соглашения о создании и эксплуатации автомобильной дороги «Строительство обхода Тольятти с мостовым переходом через Волгу в составе международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай» в 2019 2021 гг. В поле зрения аудиторов попал в т.ч. и договор с ООО «Инфракап Консалтинг». Как было установлено, в ходе исследований компания рассчитала, что поток транспортной интенсивности составляет около 39 тыс. автомобилей в сутки. При этом в государственной компании (ГК) «Автодор» совсем другие данные — 17,4 тыс. авто. В концессионном соглашении в результате была прописана пропускная способность 19 тыс. машин. Как рассказала Светлана Керанова 1 февраля на судебном процессе, в случае нехватки транспортного потока убытки концессионера должны покрываться за счет концедента, т.е. за счет бюджета Самарской обл. Свидетель также подчеркнула, что они не смогли получить всех необходимых документов по заключенному контракту от Минтранса.

Сергей Хохлов рассказал суду, что государственная инспекция финансового контроля Самарской обл. рекомендовала Минтрансу пересмотреть стоимость контракта, учитывая короткие сроки его исполнения, однако этого сделано не было.

Константин Панафенов показал, что именно он составлял техническое задание, в котором было прописано, какими методами необходимо проводить замеры интенсивности движения транспорта. Цена контракта, по словам чиновника Минтранса, определялась путем запроса предложений.

Баженов и ЕЭК ООН

В уголовном деле около десятка томов, в т.ч. и результаты экспертизы. На следующем судебном заседании продолжится опрос свидетелей. На данный момент подсудимая Гладкова уже не является руководителем ООО «Инфракап Консалтинг». Сейчас компанию возглавляет Илья Ситников, учредители Мария Панина (75%) и АО «Инфракап» (25%). ООО «Инфракап Консалтинг» становилось поставщиком услуг в 5 государственных контрактах на сумму 124 млн р.

В АО «Инфракап» генеральным директором числится Мария Панина, сведения об акционерах официально не раскрываются. На сайте «Инфракапа» про подсудимую Олесю Гладкову написано: «Олеся ранее работала в Группе Внешэкономбанка, в т.ч. в дирекции (центре) государственно-частного партнерства (ГЧП) Внешэкономбанка и в ОАО «Федеральный центр проектного финансирования»» (https:// infrakap.ru/ team/ olesya- gladkova/). Там же сообщается: «Проект «Обход Тольятти» инициирован группой компаний «ИнфраКАП» в 2019 г. совместно с дочерним обществом ГК Автодор — ООО «Автодор-Платные Дороги» путем подготовки и внесения частной концессионной инициативы. Концессионное соглашение подписано в октябре 2019 г. с правительством Самарской обл. Проект включен в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г.».

Председатель совета директоров АО «Инфракап» Александр Баженов является членом делового консультативного совета по ГЧП при Европейской экономической комиссии Организации объединенных наций (ООН) и членом глобального консультативного совета стейкхолдеров городского развития при ООН по городскому развитию UN Habitat. Он также профессор и бывший гендиректор ОАО «Федеральный центр проектного финансирования» и директор дирекции (Центра) ГЧП. Олесе Гладковой было чему учиться у Баженова, но почему-то она выбрала иной путь.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.