Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №40 (864) | 12 декабря 2022г.
 

Терентьев в ожидании перемен

Счетная палата проверила ГКП «АСАДО» в канун акционирования

Татьяна Федорова

До марта 2023 г. дороги регионального и межмуниципального значения в северной и южной части Самарской обл. будет содержать ГКП Самарской обл. «Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования Самарской обл.» (АСАДО). На эти цели из облбюджета агентство получило более 1,5 млрд р. По результатам проверки Счетной палаты Самарской обл. (СПСО) в деятельности АСАДО выявлены нарушения на сумму 323,62 млн р. Держать ответ предстоит генеральному директору ГКП «АСАДО» Владимиру ТЕРЕНТЬЕВУ (на фото), вступившему в эту должность 16 июля 2021 г. Хотя для него это скорее не более чем аудит перед акционированием.

Загрузились деньгами

1 ноября 2022 г. в Единой информационной системе в сфере закупок появилось сообщение о том, что с АСАДО заключены сразу три контракта на общую сумму более 1,5 млрд р. Произошло это по итогам трех аукционов за право заняться зимним содержанием дорог в Самарской обл. сроком до марта 2023 г. Заказчиком по всем трем контрактам выступило министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. (Минтранс). Здесь важно напомнить, что АСАДО, несмотря на свой профиль деятельности, является организацией, подведомственной министерству имущественных отношений Самарской обл.

Предметом контракта №93-5/42/22 стало «Выполнение работ по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, расположенных в северной части Самарской обл.». Цена контракта составляет 903,4 млн р. Оплата будет производиться частями, в 2022 г. АСАДО получит по этому контракту 327 млн р., остальное — до марта 2023 г. Согласно условиям контракта, подрядчик должен будет производить ямочный ремонт, содержать светофорные объекты, линии электроосвещения, а также вывозить снег с дороги.

1 ноября с АСАДО был заключен контракт №94-5/43/22, объект закупки «Выполнение работ по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, расположенных в южной части Самарской обл.». Стоимость контракта составляет 641,8 млн р. График платежей аналогичен графику вышеописанного контракта.

В этот же день между Минтрансом и АСАДО был заключен третий контракт на «Выполнение работ по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, расположенных в г.о. Самара (ул. Ново-Садовая (от ул. Полевой до пр-та Кирова), Красноглинское ш. (от моста через р. Сок до Волжского ш.), ул. Демократическая (от Волжского ш. до ул. Ново-Садовой), Волжское ш. (от Московского ш. до Красноглинского ш.), пос. Волжский — аэропорт Курумоч км 11+488 — км 12+388)». Начальная цена составляла 69,79 млн р.

Во всех трех аукционах ГКП «АСАДО» было единственным претендентом на заключение контрактов. «АСАДО было создано в целях повышения эффективности деятельности по содержанию и развитию автомобильных дорог общего пользования Самарской обл.

Основным видом деятельности является улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования Самарской обл. в рамках осуществления их содержания. В состав предприятия входит 28 филиалов (ДЭУ — дорожно-эксплуатационных управлений), которые расположены в районных центрах области. Один филиал для содержания городских автомобильных дорог базируется в г.о. Самара», — сообщается на официальном сайте ГКП «АСАДО» (www.gkp-asado.ru).

АСАДО становилось поставщиком в 158 государственных контрактах на сумму 29,3 млрд р. и выступало заказчиком в 3120 государственных контрактах на сумму 14,1 млрд р. По сути, своеобразный хаб по перераспределению средств налогоплательщиков под прикрытием официально заявленного вида деятельности. Причем главным поставщиком средств в АСАДО значится Минтранс. От него АСАДО совокупно приняло 29,2 млрд р.

Пришли с аудитом

В ноябре 2022 г. СПСО провела проверку хозяйственной деятельности АСАДО. В письме на запрос Областного аналитического еженедельника «Хронограф» председатель СПСО Елена Дуброва сообщила: «Контрольное мероприятие было включено в план работы на 2022 г. на основании обращения депутатов Самарской губернской думы (СГД)». В ответе сообщается: «АСАДО является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней имущество. Доходы предприятия формируются в т. ч. за счет средств, полученных в рамках исполнения государственных контрактов на содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Самарской обл., заключенных с министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской обл.».

По результатам проверки АСАДО аудиторы СПСО выявили нарушения на общую сумму 323,6 млн р. (4,6% от общего объема проверенных средств), в т.ч. неэффективные расходы составили 105,2 млн р., необоснованные расходы -14,59 млн р., неправомерные расходы — 303,5 тыс. р. Также по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности АСАДО было установлено, что в результате приемки некачественного товара предприятию нанесен ущерб в размере 626,2 тыс. р. Результаты проверки будут направлены в СГД, правительство Самарской обл., а также в прокуратуру Самарской обл., видимо, для проведения дополнительной проверки.

Несмотря на наличие гарантированных миллиардных госконтрактов, показатели АСАДО ухудшаются с каждым годом. Так, в 2021 г. АСАДО получило выручку на уровне 2,5 млрд р., что на 105 млн р. меньше, чем годом ранее. По состоянию на 31 декабря 2021 г., совокупные активы предприятия составляли 1,7 млрд р. Что также демонстрирует снижение к показателю предыдущего года. Чистые активы АСАДО на 31 декабря 2021 г. составили 1 млрд р.

На пути к акционированию

Главным результатом работы АСАДО за 2021 г. стал убыток в размере 98,6 млн р. Притом что в 2020 г. была получена прибыль 29,1 млн р. Можно прогнозировать, что итоги работы за 2022 г. будут еще хуже. 7 июня 2022 г. решением СГД АСАДО было лишено льготы, освобождавшей от уплаты налога на имущество. Эксперты усмотрели в этом признаки первого шага к предстоящей приватизации предприятия путем акционирования. МИО станет держателем 100% акций будущего АО «АСАДО».

Учитывая, что 2021 г. АСАДО закончило с убытками, можно прогнозировать, что после приватизации для спасения предприятия срочно потребуются бюджетные вливания в виде допэмиссий. После акционирования АСАДО продолжит иметь максимальное преимущество на получение миллиардных госзаказов на обслуживание автодорог Самарской обл. При этом общество получит возможность абсолютно в закрытом режиме растворять эти средства путем подключения массы т.н. субподрядчиков. По сути, после акционирования АСАДО можно будет считать полноценным непубличным хабом по перекачке бюджетных миллиардов в закрома узкого круга лиц (см. «Хронограф» №19 (843) от 14.07.22). Причем его можно будет наполнять из бюджета не только в рамках госзаказов, но и путем вливаний миллиардов в увеличение акционерного капитала, как это, к примеру, делается начиная с 2006 г. в отношении АО «СамРЭК». Изначально оно создавалось в 2005 г. в форме ГУП «СамРЭК», но уже в 2006 г. было акционировано. Единственным акционером было назначено МИО. Сегодня уставный капитал АО «СамРЭК» превышает 6,9 млрд р.

Также следует понимать, что акционерное общество имеет значительно больше экономических и финансовых свобод, чем государственное казенное предприятие. Скорее всего, с пониманием этого нюанса 16 июля 2021 г. Владимир Терентьев предпочел покинуть должность вице-губернатора — руководителя администрации губернатора Самарской обл. (2020-2021 гг.), чтобы стать генеральным директором АСАДО. Перед его появлением в АСАДО наблюдалась директорская чехарда.

Проведенную силами СПСО проверку в некотором смысле можно считать очередным шагом на пути к акционированию АСАДО. Своеобразный аудит перед сменой организационной правовой формы собственности.

Комментарии

Елена ДУБРОВА, председатель Счетной палаты Самарской обл.

- Неэффективные расходы предприятием допущены в т.ч. в результате осуществления дублирующих выплат работникам, а также из-за нарушений при осуществлении закупочной деятельности. Необоснованные расходы понесены предприятием в т.ч. в результате оплаты транспортных услуг организациям на основании документов, оформленных с нарушением действующего законодательства; неправомерные расходы произведены ГКП СО «АСАДО» вследствие отсутствия должного контроля предприятия за организацией работы филиалов в части расходования средств на ГСМ.