Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №27 (851) | 12 сентября 2022г.
 

Лайфхак для инвестора

В Самаре разыграли на тендере трамвайные и троллейбусные перевозки

Георгий Кизельгур

2 сентября в г.о. Самара подвели итоги открытых конкурсов на получение права перевозки пассажиров на трамваях и троллейбусах. Победителем по всем позициям стало МП г. о. Самара «Трамвайно-Троллейбусное управление» (ТТУ). Хотя интрига состоялась. Проведение конкурсов сопровождалось вбросом различной спекулятивной информации, вплоть до предстоящей ликвидации ТТУ. В общем, прошло тестирование возможности передачи этого сектора пассажирских перевозок в Самаре сторонней организации. Осталось лишь дождаться окончательного согласия со стороны Группы «Синара» Дмитрия ПУМПЯНСКОГО (на фото).

Поиграли с закупками

16 августа департамент финансов администрации г. о. Самара разместил на платформе Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) условия конкурсов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок трамваями и троллейбусами. Заказчиком выступил департамент транспорта администрации г. о. Самара. Заказ на услуги перевозки трамваями был разбит на три лота — стоимостью 13,5 млн р., 14,9 млн р. и 16,6 млн р. Лоты по заказу на услуги перевозки троллейбусами были сформированы в размерах 14,8 млн р. и 13,6 млн р. Каждый лот был наполнен маршрутами, имеющими привязку к одному из шести имеющихся в Самаре депо.

На момент объявления торгов все эти маршруты обслуживались ТТУ. В конкурсной документации было указано: «В течение срока действия контракта применяются тарифы на перевозку пассажиров и провоз багажа, установленные постановлением администрации г. о. Самара от 18 декабря 2018 г. Плата за проезд пассажиров и провоз багажа по маршрутам будет поступать в распоряжение подрядчика». Судя по технической документации, потенциальный победитель был обязан подтвердить наличие транспортных средств, необходимых для выполнения контракта. Заявки принимались до 2 сентября. Срок исполнения контракта был определен с 16 сентября по 31 декабря т.г. В этот же день был определен поставщик услуг. Для участия в конкурсе была продана одна заявка — от ТТУ. В итоге оно было признано победителем.

Согласно конкурсной документации, стоимость предстоящих работ оказалась в десятки раз выше, чем цена выставленных на реализацию лотов. К примеру, техзадание по трамвайному лоту со стартовой ценой 16,62 млн р. предусматривает выполнение работ на 555,5 млн р. Плюс будет необходимо вложить 3 млн р. в покупку и эксплуатацию дополнительного оборудования в трамваях. При этом заказчик предусмотрел, что личные средства пассажиров в доле оплаты всех выполненных по этому лоту работ составят всего 118,08 млн р. Возникает логичный вопрос: какой смысл покупать у муниципалитета за 16,62 млн р. право на трамвайные перевозки, если при установленном заказчиком объеме выполнения работ на 555,5 млн р. отдача от пассажиров может составить всего 118,8 млн р.? Ответ только один — ставка на гарантируемые бюджетные субсидии. По остальным четырем лотам картина аналогичная.

Голь на выдумку клюет

Ранее подобного рода конкурсов в Самаре не наблюдалось. Слишком специфичен такой вид пассажирского транспорта, как трамваи и троллейбусы. Тем не менее теоретически в любом конкурсе может возникнуть конкурентная борьба, необходимы лишь соответствующие условия. В данной ситуации такие условия вполне можно было бы обеспечить готовностью администрации Самары обеспечить субсидирование выпадающих доходов любому победителю торгов вне зависимости от его статуса и принадлежности.

В этот раз конкуренции не случилось, хотя субсидии явно будут. На этом фоне состоявшиеся конкурсы можно расценить как инструмент тестирования общественного сознания сразу по нескольким направлениям -от передачи глубоко субсидируемого вида деятельности в частное управление до угрозы ликвидации комплекса депо ТТУ в центре Самары, по ул. Коммунистической, 8. Причем именно самая примитивная версия — о якобы готовящейся ликвидации центрального депо ТТУ по ул. Коммунистической, 8, для дальнейшей жилой застройкой его территории — мгновенно овладела сознанием масс и быстро там укоренилась. Тем более что в целом по Самаре у ТТУ имеется три трамвайных депо и столько же троллейбусных.

2 сентября департаменту транспорта Самары даже пришлось опубликовать опровержение на своей странице в соцсети «ВКонтакте»: «В связи с распространением в сети Интернет сообщений о неудовлетворительном финансовом положении МП г. о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» и наличии планов по закрытию депо городского электрического транспорта с дальнейшей передачей территории под жилую застройку департамент транспорта администрации г. о. Самара информирует, что изложенные в указанном сообщении сведения не соответствуют действительности. Никаких планов по изменению формы собственности предприятия, сокращению перевозок, передачи собственности предприятия в частные руки не имеется, такие варианты развития событий исключены. Напротив, городской электрический транспорт динамично развивается» (https: //vk. com/ @deptrassamara- v- svyazi- s- telinologiclieskim- incidentom- vremenno- prekrascheno).

Версию с жилой застройкой изначально выглядела настолько нелепой, что департамент транспорта мог бы себя не утруждать ее опровержением. Достаточно обратить внимание на то, что относительно недалеко от территории центрального депо в обжитой части Самары расположены две значительно превосходящие по площади пустые и готовые к застройке площадки. Это территории бывших ШЗ №9 и ЗиМ. Но там даже намека нет на готовящееся масштабное жилищное строительство. Тем более что подготовка площадки депо ТТУ под строительство жилья окажется значительно более затратным делом, т.к. помимо сноса придется вкладываться в создание нового депо на окраине Самары с перекладкой большого количества рельсовых путей и контактных электросетей, а также в переформатирование существующей маршрутной сети.

Официальную причину проведения конкурсов в ответе на запрос Областного аналитического еженедельника «Хронограф» описал заместитель руководителя департамента транспорта администрации г. о. Самара Дмитрий Худотеплов: «В 2022 г. закончился срок действия муниципальных контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам городским наземным электрическим транспортом. Учитывая данное обстоятельство, возникла необходимость заключения новых муниципальных контрактов путем проведения закупочных процедур». Из открытых источников можно узнать, что на протяжении пяти последних лет ТТУ становилось поставщиком в 15 государственных и муниципальных контрактах на сумму 39,65 млн р. и выступало заказчиком в 247 муниципальных контрактах на сумму 1,51 мдрд р. Обнаружить сведения о предыдущих контрактах между ТТУ и департаментом транспорта Самары на перевозку пассажиров, заключенных по результатам торгов, не представилось возможным. Просто ранее этот вид работ ТТУ выполняло в рамках муниципального задания, без проведения конкурсных процедур. В 2022 г. пришло время перемен. Причем ряд обстоятельств уже подсветил личности потенциальных стейкхолдеров этих перемен.

Со своими вагонами

Весной этого года в ряде электронных СМИ активно муссировалась информация о готовящемся вхождении в самарский регион в качестве инвестора АО «Синара — Транспортные машины» (СТМ). Руководство компании встречалось с первым вице-губернатором — председателем правительства Самарской обл. Виктором Кудряшовым якобы для обсуждения концессионного соглашения в отношении ТТУ. СТМ зарегистрировано в 2007 г. в г. Екатеринбурге. Основной вид деятельности — управление холдинг-компаниями.

Уставный капитал составляет 22,6 млрд р. Генеральным директором общества записан Виктор Леш. За 2021 г. СТМ показало выручку 794,9 млн р. при себестоимости (услуг, работ, продаж) 1,5 млрд р. Это не помешало СТМ получить по итогу 2021 г. чистую прибыль 1,8 млрд р. (!). Более чем наглядное свидетельство того, что СТМ выполняет в подконтрольном холдинге функцию одного из центров концентрирования прибыли.

СТМ входит в Группу «Синара». На официальном сайте СТМ сообщается: «В холдинг входят собственный конструкторско-инжиниринговый центр, промышленные предприятия в области локомотивостроения, пассажирского транспорта, путевых машин и предприятия сервисного обслуживания». Группу «Синара» контролирует бизнесмен Дмитрий Пумпянский. При составлении рейтинга богатейших бизнесменов России 2021 г. журнал Forbes поместил Пумпянского на 62-е место, оценив его состояние в $2,4 млрд.

В марте 2022 г. в связи с введением против Пумпянского персональных санкций со стороны США, Канады и стран ЕС он официально перестал быть бенефициаром Группы «Синара» и покинул ее совет директоров. 29 июня 2022 г. сетевое издание «Версия» писало: «Деловая пресса называет Дмитрия Пумпянского владельцем «Трубной металлургической компании», но в открытых источниках состав акционеров этого ПАО не раскрывается. Дмитрий Пумянский входит в список богатейших семей Швейцарии, который составляет экономический журнал Bilanz, там его состояние оценивают в $2,4 млрд... Дмитрий Пумпянский был в числе тех 36 российских бизнесменов, которые 24 февраля 2022 г. были приглашены на встречу в Кремле, где обсуждались

последствия выбранного Россией курса и реакция на западные санкции» (http s: //versia. ru/ pochemu- rossijskij- milliarder- dmitrij- pumpyanskij- ne- smog- spryatat- svoyu- yaxtu- axioma).

27 июня т. г. в интервью журналу «Эксперт-Урал» генеральный директор Группы «Синара» Михаил Ходоровский заявил: «Появились новые компании, в т.ч. занимающиеся развитием городского транспорта и концессионным управлением... Группа «Синара» одной из первых в стране начала реализацию концессионных программ по городскому общественному транспорту.

Сегодня в активной фазе реализация проектов по поставке трамваев и троллейбусов, по развитию сопутствующей инфраструктуры в Таганроге и Челябинске. В июне на ПМЭФ-2022 администрация Краснодарского края и Группа «Синара» заключили соглашение о взаимодействии по вопросам социально-экономического развития. В т.ч. в рамках этого соглашения предусмотрена совместная работа по проектам модернизации транспортной инфраструктуры и обновления городского общественного транспорта» (https://expert.ra/ ural/ 2022/ 26/ kompetentsii- sinary- dlya- strany- i- regio nov/?ysclid= 17ppm81rx2yl36795626). После подобных заявлений будущее самарского пассажирского электротранспорта становится очевидным, как, впрочем, и то, куда полетят сотни миллионов субсидий на погашение выпадающих доходов долгожданного инвестора, согласившегося принять на себя бремя развития убыточного вида деятельности.

МП г.о. Самара «ТТУ» из года в год показывает стабильное превышение себестоимости продаж над выручкой в диапазоне от 700 млн р. до 1 млрд р. Пиковых показателей в этом плане удалось достичь по итогам 2020 и 2021 гг. В 2020 г. ТТУ заработало 1,299 млрд р. при себестоимости работ 2,244 млрд р., убыток от продаж достиг 945 млн р. В 2021 г. ТТУ заработало на 200 млн р. больше — 1,502 млрд р., но и себестоимость работ при этом выросла на 190 млн р. до 2,434 млрд р. Убыток от продаж составил 932 млн р. Оставаться на плаву ТТУ удается лишь благодаря ежегодным почти миллиардным субсидиям. Дело осталось за малым — перенаправить поток этих субсидий на банковские счета частного инвестора, после чего отчитаться о том, что благодаря всесторонней заботе со стороны губернатора Самарской обл. Дмитрия Азарова Самаре удалось снизить количество убыточных муниципальных предприятий.

С 2021 г. на автобусных маршрутах в Самаре уже работает коммерческий перевозчик из другого региона. В сентябре 2021 г. контроль над самарским рынком пассажирских перевозок автобусами взяла влиятельная подмосковная Группа «Ранд-Транс» Карена Авагумяна. На неформальном уровне отмечалось, что у семьи Карена Авагумяна имелись налаженные отношения с Александром Колокольцевым, сыном главы МВД России Владимира Колокольцева, и другими не менее влиятельными политиками Северо-Кавказского федерального округа (см. «Хронограф» №2 (826) от 24.01.22). При вхождении в Самару холдинг Авагумяна позиционировал себя в качестве инвестора, обещал заметное обновление подвижного состава и оптимизацию интервалов движения. Вскоре стало понятно, что негласным мотивом вхождения Группы «Ранд-Транс» в Самару стало далеко не альтруистическое желание «работать над улучшением транспортного обслуживания», а банальное получение доходов, в т. ч. за счет гарантированных муниципальных заказов (см. «Хронограф» №21 (845) от 27.06.22). С автобусами разобрались — пришло время заняться трамваями. Состоявшийся 2 сентября конкурс, завершившийся победой ТТУ, стал отличным лайфхаком для подготовки скорейшего вхождения инвестора теперь и в этот вид пассажирских перевозок.

С учетом изложенного становится понятно, что развернутая в канун состоявшегося 2 сентября конкурса истерия по поводу надвигающейся угрозы сноса депо ТТУ на ул. Коммунистической, 8, с последующей застройкой территории могла быть выгодна в первую очередь тем, кто от имени самарских властей будет уже в конце т.г. готовить передачу хозяйства ТТУ в концессию т. н. инвестору. Не возникает сомнений, что в самый ответственный момент они обрадуют самарскую общественность новостью о том, что удалось спасти и сохранить трамвайные и троллейбусные перевозки. А то, что бюджетные деньги потекут к инвестору из другого региона, — так простому-то пассажиру самарского трамвая не все ли равно? Главное, что любимое депо не снесут и не застроят ненавистным жильем.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Дмитрий ХУДОТЕПЛОВ, заместитель руководителя департамента транспорта администрации г.о. Самара — начальник отдела финансово-экономического анализа

- В связи с тем, что рассчитанная цена контрактов превышает размер бюджетных обязательств, предусмотренных на закупку работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам, цена контрактов определена в соответствии с объемом выделенных бюджетных средств. Аренда подвижного состава и инфраструктуры МП г. о. Самара «ТТУ» конкурсной документацией не предусмотрена.